Владимир Святославич: биндюжник или воин?

А.Г.Невзоров написал скандальную статью: рецензию на книгу патр.Кирилла «Цивилизационный выбор Руси…», криминологически пересказав скандальную биографию киевского князя Владимира. Правда, опус не взыскал внимания: за 3 недели появилось всего 6 комментариев на Сноб-ру и 45 на Макспарке. Но противники петербургского религиоведа, как водится, восполнили это собственной рекламой невзоровской работы [http://yarcenter.ru/articles/religion/orthodoxy/novye-mify-o-knyaze-vladimire/].

Сделан был фельетон по советским источникам - опиравшимся на измышления византийского церковника, писавшего фельетон о варварских князьях (переяславская вставка-ретроспекция под 1128 г. в Суздальской и Московской летописях), соединив их с цитатами жития Ефросиньи Полоцкой - святой ХIII века (девочки, по христианскому закону выдававшейся замуж в 12 лет, в отличье от язычницы Рогнеды – взрослой девушки), и Симеоновской летописи 1495 года: статьи за 1237 г. [ПСРЛ, т. 18, с.56], описывавшей обычаи татарской Орды (в РФ возрождаемые евразийцами). Хотя, сам же Александр Глебович в преамбуле жалуется: «…В качестве исходной фактуры автор уверенно использует русские летописи, то есть многократно переписанный и отредактированный набор баек, вранья и фантазий» [http://maxpark.com/community/129/content/3612495].

Дошедшие в списках ХIV – ХVIII века летописи (старшие не сохранились!), действительно, являются тенденциозными переделками. Летописный свод, учрежденный и ведшийся при жизни Владимира клиром Десятинной церкви, после ее захвата (вместе с Болгарской - Охридской и ее дочерней Русской кафедрами) в 1039 г. византийским духовенством, был пресечен, его копирование преследовалось, списки уничтожались. Однако он оставался в обращении, и «Память и Похвала» Иакова Черноризца, посвященная Владимиру, написанная около 1060-х гг., содержит обширные цитаты Свода [В.Л.Милютенко «Св.блгв.кн.Владимир», 2008, гл. 1-я]. Из них мы узнаем, что захватил Киев Владимир не в 980 г. (как утверждает хронологическая сетка летописей), а в 978, - как и получается по событийной хронологии, - что крестился не в 989, а в 987 г., соответственно, не в Корсуни, взятом в 989, а в Киеве. Никаких «религиозных диспутов» при этом не велось, это произошло помимо желаний византийцев! «Память и Похвала» дошла во многих списках, поскольку читалась в церкви (вместо отсутствовавшего до ХV века жития), сохранив нам цитаты.

Но есть и еще один фрагмент Летописи Десятинной церкви – ПОДЛИННОЙ РУССКОЙ летописи Х-ХI века, малоизвестный, ибо Устюжская редакция утраченной ростовской летописи, сохранившая его, дошла лишь в копиях ХVII века. Он удостоверяет себя хронологией - не просто назвав 978 г., но и срок княжения Ярополка – 5 лет (в повести врем.лет - 8), описывая историю войны с Ярополком и женитьбы Владимира совсем иначе, нежели принято. Его подтверждает эпос: свататься ездил от Владимира, согласно эпосу, действительно Добрыня. Вот этот источник:

В лето 6486 (978). Начало княжения Владимерова. Приде Владимер из Варяг с вои к Новуграду и рече к посадником: «Идите ко брату Ярополку и рцыте ему: Про что убил брата моего и своего, а власть взя один, со мной не поделиша? И ныне - за то на тя иду силою многою, и ты пристроися на брань, за кровь братню!»

А сам, седе в Новеграде, послав в Полотеск Добрыню ко князю Роговолоду: «Хощу у тебя поняти дщерь твою Рогнеду!»

Она же не хотяше за Владимера, но за Ярополка. Бе, бо, Роговолод посла брата своего Тараиша ко Владимеру. И приде посол Добрыня из Полтеска и поведа речь <Рогнеды> Владимеру. Владимер же разгневася, собра воя многи: варяги и словене, и кривичи, и чудь. И приде Владимер на Полотеск, и уби Роговолода и з детми, а дщерь Рагнеду взя в жену. И поиде на Ярополка.

И не возможе Ярополк, затворися в городе Киеве. У Ярополка же <был> воевода Блуд. Владимер же посла ко Блуду с лестию: «Сотворю тя отцем себе, аще убью брата!» Воевода же Блуд рече: «Аз ти буду приятель!» О, злая лесть человечья!

Воевода же Блуд, слыша, и повеле Владимеру приступить ко граду, лестию <под>нача Ярополку: «Говорят гражене, тя хотят здать Владимеру…»

Ярополк же послуша Блуда и выеде из града. Владимер же вниде во град Киев, а вои Володимеровы гнаша по Ярополке, и обретше его в граде Родне. И в Родне <в осаде> на долга время бысть глад велик. Блуд же Ярополку рече: «Мир чини с братом!»

Ярополк же рече: «Аз иду ко брату». И посла наперед Блуда. И Блуд, приехов ко Владимеру, веле Ярополка убити. И Ярополк приде в Киев. И при дверех полатных, два варяги подъяста его мечи под пазухи. И тако убьен бысть Ярополк, княжа в Киеве 5 лет.

Владимер же взя жену братню - Ярополкову, грекиню, еже бысть черница, бе же непраздна. От нея же родись Святополк, понеже не по браку взял ея Владимер - любодеица бысть <sic!>, а Святополка <Владимир> не любище, бе бо от двою отцу - брату.

Владимер же отпусти варяг рать восвояси, и заповеда их не допустити, расточити, к себе ис Царяграда, ни единго не пустити [ПСРЛ, т. 37-й, с.22].

Это, конечно, слова, причем слова стороны – источника заинтересованного. Но замалчивать его, звоня на каждом углу о противоположных источниках, сочинявшихся в ответ цитированному, тоже как-то фальшиво…

Роман Жданович
 


Газета "Страницы Мировой Истории", г.Санкт-Петербург
Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


  Рейтинг@Mail.ru