ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

• Они ничего не забыли и ничему не научились

Я не являюсь поклонником газеты «Деловой Петербург». Того больше, моя статья об истории Ржевки и поползновениях застройщиков, опубликованная в «Новом Петербурге», оказалась воспроизведена в Интернет, как статья из «Делового Петербурга», к которому она, подобно мне, не имела никакого отношения (этой весной, правда, удалили). Тем не менее, намерение получить интервью Светланы Алексиевич, ныне выраженное ДП, пославшим корреспондента Сергея Гуркина (появилось в «Регнуме») [https://regnum.ru/news/society/2290056.html], меня удивило: прежде сие издание не особенно замечалось в подобных акциях.

…Поговорку, вынесенную в заглавие, в позапрошлом веке сложили о французских эмигрантах-роялистах – феодалах, возвращавшихся во Французское королевство в 1814 году, на штыках русско-австрийских оккупационных войск, предполагая реституировать латифундии, поделенные фермерами, себе, а оппонентам Бурбонов – камеры Бастилии. В точности подобными западным средневековым эксплуататорам оказались и советские идеологические работники – низвергнутые в 1991 году, но возвращенные в руководство РФ в 2000-х. Я еще застал те разоблачения, которым подвергались в СССР фашисты и антикоммунисты – «литературные власовцы», награжденные Нобелевской премией за произведения, враждебные советскому строю: Александр Солженицын, Борис Пастернак, Иван Бунин… Гениев литературы среди награжденных не было, как и гениев тиража (вроде Юлиана Семенова). Напротив, исключая Бунина, это были посредственные беллетристы, для критики уязвимые (критики по существу), а мыслители тенденциозные, запятнавшие себя многими пятнами; напомним, что Пастернак был не просто троцкистом-ленинцем по молодости, но и родоначальником (уже в зрелые годы) советской литературной сталинианы. Равным образом, многие советские граждане узнавали об имени и таланте автора «Архипелага ГУЛаг» из разоблачений его антисоветской деятельности, появившихся на страницах советской печати 1970-х – 1980-х годов.

В этом отношении первому нобелевскому лауреату-ленинградцу И.Бродскому не повезло, не повезло необыкновенно. Будучи, как поэт, на порядок выше Пастернака, будучи антисоветчиком (с юности!), он оказался представлен к антисоветской награде (Нобелевской премии) лишь в 1987 г., когда идеологическая война против Запада вождями СССР сворачивалась. И он избежал идеологической войны советского пропагандистского комплекса – оставшись известным русскоязычному советскому читателю намного меньше, нежели, вот, Борис Леонидович…

В наше время нравы застойной советской «оттепели» вернулись. И следующий русскоязычный литератор, ставший Нобелевским лауреатом – Светлана Алексиевич, своей карьерой (правда, не дарованием) сильно напоминавший здесь еще оставшегося не названным предшественника: М.А.Шолохова, - будучи гр-кой УССР и БССР, в пропагандистском комплексе РФ сделалась целью для мощной пиаровской атаки. Упоминания, цитаты и ссылки на ее работы в русскоязычной печати на порядки превысили спрос на ее сочинения, тираж ее трудов (печатный и электронный).

Подобная история имела место в сер. июня 2017 г. в С-Петербурге. Штатный сотрудник ДП, работая с командировочным предписанием, взял интервью у С.Алексиевич. Вопросы, на наш взгляд, формулировались провокационно: ставя писательницу и журналистку с общеизвестной гражданской позицией в исходное положение обвиняемой. Корреспондент может подводить вопросами к нужным ответам, к этому обвинению, но исходно, для читателей, это ничем не доказано! В ДНД, при общении с гражданами, подвыпившими лишь слегка, это называлось «действовать методом провокации» (задержание неадекватного пьяного позволяло назначенным в дружину быть отпущенными домой, оказавшись еще и отмеченными в приказе).

Сие определяло градус ответов белорусской писательницы, корреспонденту, приехавшему из РФ, их направленность, и у лауреатки хватило литературного чутья, дабы обнаружить уязвимость опуса, завершив интервью сообщением об авторском запрете печатания его.

Потому, увидев такой финиш, гл.редактор ДП принял решение интервью не публиковать. Однако его сотрудник не согласился с таким решением, разместив интервью на прокремлевском («антиукропском») ресурсе «Регнум». Ему это стоило потери штатного места работы. Хотя, чего нового добавило это интервью литературному реноме пани Алексиевич, начинавшей литературную карьеру трескучими публицистическими прославлениями Ф.И.Дзержинского, строителей коммунизма, воинов-антифашистов и т.д.? Сказать сложно!

Роман Жданович
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.