ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАЦИИ - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Только ли  наводнения тормозят развитие Дальнего Востока России

Почти два года прошло с тех пор, как Амур стал входить в свое русло, освобождая пойму и первую террасу от паводковых вод. Столько же времени утекло после поручения  Президента В.В. Путина Правительству РФ о разработке и утверждении программы строительства новых гидроэнергетических объектов на притоках реки Амур в целях регулирования водосброса в паводковые периоды (18.09.2013 № Пр-2192). На местах восстанавливаются и заново строятся разрушенные наводнением поселки, в первую очередь, потерянное жилье, сельхозугодья. Люди ждут следующего паводка. В 2014 году Бог миловал, наводнения не было. Не прогнозируется оно и в 2015 году.

А что дальше? По вопросу планирования и строительства гидротехнических сооружений в бассейне Амура Минэнерго России сообщило (29.08.2014г.), что «ОАО «Русгидро» выполнена внестадийная работа по анализу проектных материалов прошлых лет по схемам использования водотоков  и разработанным ТЭО гидроузлов, а также разработаны предложения по включению в программу четырех объектов (Нижне-Зейская, Гилюйская, Нижне-Ниманская и Селемджинская ГЭС). В Программе на основе математического моделирования системы реки Амур планируется провести оптимизацию комплексной защиты от затоплений и строительства противопаводковых гидроузлов и определить очередность их строительства.

Менее оптимистичный ответ на подобный запрос из Аппарата Правительства РФ иКоалиции «Реки без границ» дал заместитель Министра Минприроды РФ С.Р. Леви. Он сообщил (6.06.2014), что такая программа дорабатывается ОАО «Русгидро». В то же время «режимно-балансовая необходимость строительства генерирующих объектов указанной программы, исходя из актуальных прогнозов энергопотребления в ОЭС Востока, отсутствует, а её реализация приведет к вытеснению существующих генерирующих мощностей ОЭС Востока».Почему-то такой обеспокоенности не выразило Минэнерго РФ.  С.Р. Леви в своем ответе заключает: «оснований для принятия решения относительно строительства регуляторов в настоящее время не усматривается, а собственно их строительство и  включение в состав водохозяйственного комплекса Амурского бассейна – вопрос отдаленной перспективы». Фактически такой подход спускает на тормозах выполнение Поручения Президента РФ, что недопустимо.

Такое заключение созвучно с давним заявлением Е. Ясина, научного руководителя Высшей школы экономики, который в интервью «Огоньку» вынес такой приговор Дальнему Востоку: «Лицом региона должна стать добыча энергии, полезных ископаемых для стран Юго-Восточной Азии. Никакого другого варианта для развития нашего Дальнего Востока нет». Именно в этом ключе оказалась и «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока  и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009-2018 годы», одобренная в 2009 г.бывшим тогда Президентом РФ Д. Медведевым и Председателем  КНР Ху Дзиньтао. Её содержание и пути реализации отражают сугубо колониальный характер. Добыча сырья, леса - на территории России,а переработка их, производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью – в Китае. Производство же электроэнергии – на российской стороне, при этом  передача электроэнергии в Китай до сих пор осуществляется по ценам втрое ниже наших региональных тарифов. Такой конкуренции, конечно, не выдерживают дальневосточные  предприятия.  Значит, заключение С. Леви приводит к размышлению о том, что экономическое развитие региона по-прежнему будет сводиться к добыче и вывозу сырья? Для этого существующих энергетических мощностей конечно хватит. А скорейшего начала строительства предприятий высокотехнологичного горно-промышленного комплекса (горно-обогатительные комбинаты Гарьский, Сутаро-Кимканский,  и др.) и др. не будет? Только титан из руды, вывозимой из Амурской области в КНР, стоит в десятки раз дороже той руды. Какое же это развитие.

Вот и защита от наводнений. Дальний Восток и в этом случае должен выбираться сам. Полпредом Президента РФ, Зам. Председателя Правительства РФ Ю.П. Трутневым поручено на местах подготовить комплексную систему мер по снижению рисков наводнений на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе повышение точности прогнозирования метео - и гидрологических явлений, увеличение возможностей противопаводкового регулирования действующих водохранилищ, снижение риска наводнений увеличением пропускной способности участков русел рек, обеспечение инженерной защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры и готовность систем РСЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. В результате составлена  программа мероприятий по проведению дноуглубительных работ и строительству объектов инженерной защиты от наводнений на территории Амурского БВУ. При этом существенную роль в реализации планов развития водохозяйственного комплекса и защиты от наводнений будет играть Схема комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) по бассейну реки Амур, выполненная Дальневосточным филиалом РосНИИВХ на основе применения программно-целевого метода. Она готова к применению как основа осуществления водохозяйственных мероприятий и мер по охране вод.Фактически этотнормативно-правовой документ включает и программу конкретных действий в каждом регионе с расчетами объемов и стоимости работ, необходимых НИР для снижения уровня антропогенного загрязнения водотоков, сооружения (ремонта) противопаводковых дамб, расчистки русел, управления стоком рек, имеющихся водохранилищ ГЭС и всего водохозяйственного комплекса. СКИОВО по бассейну р. Амур разослана в субъекты Дальневосточного региона.

Пока составляется новая программа, появилисьи новые предложения по снижению уровня наводнений, в том числе строительство канала Амур – озеро Кизи – Японское море. Такое мероприятие не решит проблему, но может вызвать необратимые   негативные последствия. Будет нарушена динамика руслового процесса на нижнем Амуре, произойдет сбой механизма компенсации погружения нижне-амурских впадин за счет аллювиальных отложений, нарушатся многовековые пути миграций лососевых и осетровых рыб, их нерестилища  и места нагула молоди, в том числе лиман и прилежащая часть Татарского пролива. Аборигены нижнего Амура лишатся  основного средства жизни и обмена – рыбы. 

Принимаемые в настоящее время меры могут частично решить задачу защиты от наводнений, но не катастрофических. Сдержать мощные наводнения могут только крупные регулируемые водохранилища и пойма, а где-то сохранить селитьбу, отдельные объекты посильно противопаводковым дамбам. Необходимо выходить на комплексное  управление стоком. При этом новые противопаводковые ГЭС вместе с существующими  и будут играть решающую роль. Все эти водохранилища будут задерживать избыточный сток, своевременно обеспечивать водой потребителей, разбавлять загрязненные стоки, а ГЭС при них – давать электроэнергию. Пойма же, вмещая паводковые воды,  будет продолжать выполнять биогеноценотические функции: поддерживая биогеоценозы, обеспечивая нерест фитофильных рыб, задерживая твердый сток, обогащая почву.

Строительство противопаводковых ГЭС, это вопрос не энергетики, а государственный, социально-экономический, и Правительству  РФ следует выполнить Поручение Президента РФ, как говорится, здесь и сейчас,  а не считать  «вопросом отдаленной перспективы». Другое дело, что к этому варианту следует подтянуть потребителей дополнительной электроэнергии. Наконец-то  придется отступить от продолжения вывоза сырья, и  заняться вплотную созданием производства готовой продукции, настоящим развитием региона.

В проекте так называемой Речной доктрины РФ, разработанной московским институтом демографии, миграции и регионального развития (рук. Ю.Крупнов), красной линией проходит идея, озвученная на презентации проекта д.г.н.А. Беляковым: «Нашим рекам необходима комплексная реконструкция в каскады водохранилищ». Эта доктрина родилась, невзирая на существующие Водный кодекс и Водную стратегию РФ. Авторы проекта с уверенностью заявляют: «Комплексная реконструкция рек Дальнего Востока – основа социально-экономического развития». Должен сообщить этим авторам, что предлагаемая реконструкция для рек Амурского бассейна недопустима ни по социально-экономическим, ни по экологическим соображениям, как, по большому счету, и для других речных бассейнов. А основа развития в другом: в законодательном обеспечении  благоприятных условий жизни и работы дальневосточникам и русскоязычным переселенцам, режима наибольшего благоприятствования и развития индустрии и самообеспечения в сельском хозяйстве. Такие условия для дальневосточных регионов были созданы в СССР, благодаря чему за короткий срок они стали в числе передовых по темпам и уровню экономического развития и закрепили геостратегические интересы страны на Востоке. И привлекали народ работой и достойной зарплатой.

Грянула перестройка. В самом её начале известный потом долгий член Правительства России Г. Греф так выразил отношение к этому региону: Сибирь и Дальний Восток в эпоху перестройки пусть выбираются сами. И выбирались. Закрытие предприятий, транспортные и прочие неподъемные тарифы, мелкое финансирование региональных социально-экономических программ привели к тому, что регион потерял больше миллиона постоянных жителей, в том числе  квалифицированных кадров. Еще теплится ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье», но её реализация тормозится другой, медведевской программой (см. выше), по которой в первую очередь мы должны обеспечивать сырьем и энергией выполнение пятилеток великого соседа. И ведь были прецеденты, шаги в направлении развития Дальнего Востока России по-советски, чтобы быть на равных со странами АТР, а не их сырьевым придатком. 16 мая 2007 г. состоялись парламентские слушания Комитета  по экологии и Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы на тему: «Эколого-экономические проблемы бассейна реки Амур и их законодательное решение».По итогам обсуждения было рекомендовано Государственной Думе: разработать, внести на рассмотрение и принять проект федерального закона «О рациональном природопользовании  в бассейнах рек Амур и Аргунь и устойчивом развитии Приамурья и Забайкалья» В числе поручений Правительству РФ был пункт 3.6: « В целях повышения привлекательности Приамурья и Забайкалья для проживания русскоязычного населения и реализации крупных инвестиционных проектов рассмотреть возможность решения вопросов по созданию равных экономических условий, в том числе совершенствованию тарифной политики в сфере топливно-энергетического. жилищно-коммунального и транспортного комплексов, повышению заработной платы, стипендий, пенсий дальневосточникам». Затем этот законопроект неоднократно обсуждался на местах и только в 2009 г. был направлен в Государственную Думу. С той поры его судьба остается  неизвестной.

А Министерство «Минвостокразвития» старается удержать на плаву этот дредноут - Дальний Восток с Забайкальем то в поисках инвесторов, то вымаливая средства из федерального бюджета под отдельные статьи ФЦП и других программ и продолжая опираться на вывоз сырья и топлива. Вот сделан робкий шаг для привлечения (возвращения ли) людей на Дальний Восток: бесплатное выделение по гектару земли местным жителям и переселенцам. Но пока это полумера. К ней нужно льготное обеспечение жильем, техникой и т.д. Минэкономразвития пошло своим путём: предложило раздать дальневосточные земли в аренду иностранцам за смешную плату (50 руб. за гектар) для обеспечения населения сельхозпродукцией (2012 г.). Реализация такой инициативы была бы чревата последним переселением дальневосточников и окончательной потерей для России этого региона.

Так как же будем жить: по Ясину и Медведеву или круто и всерьез взяться за настоящее развитие? Геополитическое положение региона вызывает срочную необходимость его приоритетного освоения и опережающего развития. Чтобы одновременно создавались новые энергомощности и производства – потребители электроэнергии, рабочие места. Чтобы не бороться с наводнениями, а управлять ими. Чтобы узаконенный режим наибольшего благоприятствования в регионе сохранил последних  дальневосточников и привлек новые кадры для его подъема.Именно это звено позволит вскоре вытащить из болота безысходности всю цепочку субъектов Дальнего Востока и Забайкалья великой России. А добыча и переработка руд рения и других элементов, морепродуктов на Курилах, привлечение россиян на эту окраину России воочию докажут Японии, что это наша земля, и никакие торги о её сдаче не состоятся. И не будем выставлять на торги месторождения социально-экономических и экологических рисков, как Лиманное в Татарском проливе,  Хоперское среди бесценных черноземов и заповедника, крушить реликтовые леса для лыжных трасс в Кавказском заповеднике, спускать жемчужные воды Байкала ниже критической отметки ради киловатт-часов энергии.

Готванский В.И., к.г.н., ст. н.с.,
Действительный член Русского Географического общества
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.