ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Генеральному директору ФГУП «Почта России»
ДМИТРИЮ СТРАШНОВУ
от гр-на Юдина Владимира Александровича,
проживающего по адресу: г. Тверь, 170005,
ул. Горького, д. 61, кв. 33,

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ПРО ЖИЗНЬ ПОЧТАЛЬОНА ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО…

Про жизнь почтальона замолвлю я слово...
Отворите скорей:
Почтальон у дверей!
Он вам письма принёс
От родных и друзей…
(из песни о почтальоне советских лет)

Уважаемый господин Генеральный директор! Вам – руководителю почтового ведомства Российской Федерации, безусловно, лучше меня знать о накопившихся проблемах управляемой Вами структуры связи, какие нанотехнологии внедрять, а от каких устаревших методов труда отказаться, как изыскивать финансовые возможности в ныне усложнившихся условиях деятельности почты России и пр.

Вместе с тем, даже непосвящённому гражданину предельно ясно, что многие почтовые отделения в г. Твери, как и в России в целом, нуждаются в принципиальном обновлении в части функционирующих технологий, реального улучшения качества обслуживания населения, в области условий труда, в которых пребывают в течение всего рабочего дня ваши сотрудники, и т.д. Особенно разительно бросается в глаза качественная разница, когда сравниваешь современные, достаточно комфортные условия труда тех же операторов на Тверском главпочтамте со значительно более трудными условиями труда рядовых служащих в почтовых отделениях областного центра.

Коснусь я и чрезвычайно актуального разговора о весьма низких заработках почтовиков, отчего некогда престижная, воспетая в советских песнях и прославленная в кинофильмах работа почтальона теряет свою привлекательность, ею стремятся овладеть, как показывают наблюдения, всё меньше желающих, особенно среди молодёжи. Такое весьма печальное положение дел, если его пустить на самотёк, грозит очевидным коллапсом всей почтовой службы не только в Твери, но и в масштабах страны.

В своём выступлении на брифинге 11 июня 2014 года (в котором участвовали и Вы, господин Министр) ваш коллега, Министр связи и массовых коммуникаций Н. Никифоров, в частности, сказал: «Несмотря на нашу в целом обеспокоенность состоянием дел на «Почте России», мы все хотим, чтобы письма, посылки доходили быстрей, чтобы не было очередей в почтовых отделениях, чтобы заработная плата сотрудников почты находилась на должном, конкурентоспособном уровне, - несмотря на весь этот клубок проблем, которые накопились за последние годы, мы видим, что за последний год уже произошли достаточно существенные улучшения. Мы рассчитываем, что повышение эффективности работы «Почты России» приведёт уже в 2014 году, а тем более в 2015-ом, 2016-ом и далее к росту выручки».

Что касается «выручки» «Почты России» - тут я с министром абсолютно согласен: вспомним хотя бы непрерывно и существенно растущие тарифы на разнообразные почтовые услуги. А вот что касается «достаточно существенных улучшений» в работе почтового ведомства, то я и, уверен, многие другие граждане качественных улучшений не видим и, боюсь, в ближайшие годы так и не увидим…

Для убедительности своих суждений обращусь к деятельности почтового отделения № 5 г. Твери, услугами которого я пользуюсь более 35 лет.

Вы, господин Министр, когда-либо лично интересовались,  с чего   начинается, как продолжается и чем заканчивается трудовой день того или иного почтового отделения? Без злой иронии рекомендую   Вам провести своё наблюдение.

Вот что, к примеру, вижу и ощущаю на себе я достаточно часто. Задолго до открытия у входной двери почтового отделения скапливаются люди преимущественно старшего возраста, торопятся занять очередь, чтобы быстрее осуществить цель своего прихода. Операционный зал почтового отделения не столь велик, чтобы вместить всех желающих, втиснуться в него особенно тяжело людям, когда на улице непогода, мороз или слякоть.

Как правило, на операторском столе работает только один компьютер (почему – не знаю), и, следовательно, вся нагрузка обслуживания длинной  очереди ложится на него. Оператор настолько углублён в свою работу, что, извините, ему даже по своим личным надобностям отлучиться невозможно…

А очередь всё растёт и растёт. Через час-два дышать в тесном помещении становится труднее, нервозность посетителей накаляется. Своими безутешными возмущениями клиенты, естественно, раздражают и отвлекают от экрана компьютера оператора. На его просьбу: «Граждане, пожалуйста, помолчите! Вы же мешаете работать!» – публика реагирует по-своему: сначала начинает поносить самыми последними словами почтовых служащих, потом верховное руководство почтового ведомства, то есть, извините, конкретно Вас, господин Министр, затем переносит свой гнев на всех тех чиновников-руководителей, кто находится на высоком Олимпе  государственной власти. Так из, казалось бы, конкретно-частного обстоятельства, объективно формируются зачатки остронегативного общественно-политического сознания.

Кто-то, воспользовавшись своим законным правом ветерана войны или труда, стремится «обслужиться» вне очереди. Другие, устав от долгого топтания пола, возмущаются, забывают, что заслуженные граждане страны имеют право внеочередного обслуживания. Но – компьютер-то один, он с холодным равнодушием взирает на разгорячённые лица людей, да ещё часто почему-то «глючит», отключается. Так, вроде бы из ничего возникает взаимная социальная ненависть одних граждан к другим, у всех участников данного процесса портится на длительное время настроение, вольно или невольно попираются элементарные нормы общественной морали и этики. Но очередь, естественно, оттого быстрее не движется…

Наконец, горя благим желанием разрядить накалившуюся обстановку, за стеклянной отгородкой мелькает фигура второй сотрудницы п/о. Чтобы хоть как-то сбавить нервозное напряжение, она громким ласковым голосом предлагает:

- Граждане! Кому приобрести проездной билетик? Кому выдать посылочку или бандероль? Живенько подходим ко мне!

Но неопытная сотрудница, по всему, неважно знает психологию раздражённой толпы. Её избирательный подход к людям в данной ситуации – будто бутылка бензина, внезапно вылитая в горящий костёр. Длинная дуга очереди мгновенно ломается, страждущие быстрее покончить с затянувшимся долгостоянием уже вовсю работают руками и плечами. Возникает форменное столпотворение. Обезумевшие люди с воспалёнными глазами, как солдаты при паническом бегстве от противника, готовы буквально порвать соперника в клочья, лишь бы добиться своей вожделенной цели - приблизиться к заветному окошку оператора. Вступает в действие известный во все времена закон джунглей – кто сильнее, тот и прав.

Честное слово, своими глазами я с ужасом наблюдал такую печально-горестную сцену. Крепкий моложавый мужчина, за минуту до того громко шутивший, кокетливо поигрывавший белками выразительных чёрных глаз перед женщинами, вдруг сильным движением могучего локтя отодвинул впереди стоящую махонькую старушку, будто пешку небрежно смахнул с шахматной доски, язвительно хохотнул:

- Ты, бабунь, пенсионерка, всегда успеешь. Тебе спешить некуда. А мне – работать!

Помигав растерянно подслеповатыми глазками, старушка вместо обиды вдруг неожиданно оживилась:

- Лёня! Да ты ли это?!

- Ах, это Вы, Елена Сергеевна! – оторопело загудел мужчина. – А я-то на бегу Вас и не признал. Ладно уж, проходите, пропускаю Вас вперёд!

И победно оглядев притихшую толпу, воскликнул:

- Своим педагогов уважать надо, граждане! Видите – как я делаю?!

Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Какой вывод напрашивается?

Почтовое отделение № 5 (впрочем, как и тысячи ему подобных) остро нуждается в пополнении опытными кадрами. Его сотрудники практически ежедневно перерабатывают своё рабочее время, так как не в силах обслужить всех клиентов, вынуждены трудиться значительную часть своего обеденного перерыва и даже по окончании рабочего дня – не выгонять же на холодный воздух тех граждан, кто ещё не успел «обслужиться»?!

Очень  хотел бы знать: получают ли сотрудники почтовых отделений (и как много?) за часы своих переработок? Положены ли им какие-никакие премиальные? Как вообще регулируется рутинный, малооплачиваемый трудовой график рядового почтового служащего? Ведь, насколько я знаю, Российское почтовое ведомство не из бедных. К тому же в последнее время резко возросли всевозможные тарифы  в сфере услуг связи и, по логике вещей, доходы «Почты России» значительно увеличились. Но что имеют с того операторы почтовых отделений? Не будем делать секрета: управленцы разных рангов «Почты России», мягко скажем, далеко не бедствуют. А как на этом успешном фоне чувствуют себя «обыкновенные», рядовые почтовики?..  Вы, конечно, знаете эту острую проблему, господин Министр. Но что Вами сделано для успешного её разрешения?

Хотелось бы Вам напомнить известную юридическую норму: какие бы то ни было нарушения в сфере трудовых отношений недопустимы и противоречат Закону РФ о труде.

В интернете прошло официальное сообщение главы Минкомсвязи «Почта России» Н. Никифорова: «Стратегия предусматривает увеличение выручки «Почты России» в два раза к 2018 году. По итогам 2012 года выручка предприятия составила 129 миллиардов (!) рублей, за девять месяцев 2013 года – 97, 258 миллиардов рублей». По словам Никифорова, примерно такими же темпами следует ожидать и увеличение зарплат в системе «Почты России».

Возникает вопрос к министру Н. Никифорову: названные Вами цифры ошеломляют своими величинами, остаётся лишь гадать, на  какие – такие аховские суммы возрастут и без того немалые зарплаты почтовых чиновников высшего ранга, но они не дают ответа на главный вопрос: на сколько же конкретно поднимутся зарплаты рядовых почтовых служащих? А таковых, как известно, несопоставимое большинство. Только не надо жонглировать усреднёнными цифровыми показателями, господин Министр: мы хорошо знаем истинную им цену. Вспоминаю, по случаю, печальную байку: ты ешь мясо, а я капусту. В среднем мы едим голубцы!..

Мало радуют и Ваши сладкозвучные слова: «В 2014 году «Почта» повысит зарплату всем остальным сотрудникам (кто именно – эти «остальные» сотрудники? Вы умалчиваете. – В.Ю.), на что за год будет потрачено порядка 15 миллиардов рублей. К 2017 году зарплата почтовиков должна возрасти в среднем (опять – «в среднем»! - В.Ю.) в два раза по сравнению с 2013 годом». Свежо предание, да верится с трудом. На дворе конец 2014-го года, а рядовые почтовые труженики что-то далеко не в восторге от получаемых ими зарплат…

…Весьма любопытно было бы знать: где, по каким-таким щелям попрятались наши отраслевые профсоюзы, призванные защищать интересы трудящихся, в том числе почтовых служащих? Что-то ни разу не приходилось видеть или слышать пламенного профсоюзного оратора, который бы на митинге или общественном собрании терзал работодателей злободневными вопросами о тяжёлых условиях труда и смехотворно низких зарплатах нищих почтовиков…

А куда подевалось в данном случае популистское громогласье наших не менее доблестных депутатов Госдумы, прочих депутатов разного уровня от всех партий и фракций? Все они, безусловно, регулярно пользуются услугами связи, но интересно ли им, как живут-могут почтовики?.. Где  законодательные инициативы бравых народных избранников об улучшении качества жизни рядовых почтовиков? Почему при формировании бюджета Российской Федерации на обочине жизни остаётся такая важная сфера государственного значения - «Почта России»? О ней никто даже не заикается. А ведь без должного бюджетного финансирования невозможно повысить эффективность такой огромной и социально важной сети.

На брифинге 14 июня 2014 года Вы, господин Министр, сообщили о вопиюще потрясающем факте, о котором, убеждён, мало кто в обществе осведомлён: «Государство ушло от финансирования почты вообще -  0 рублей 0 копеек»! Но что взамен? Кто систему «Почты России» возьмёт на своё содержание? Такая вот экономия государственного бюджета на нищих получается… Вы, господин Министр, не без гордости обещаете не передавать «Почту России» в частно-коммерческие руки. Однако никакие гениальные деструктуризации и новейшие технологии, о которых Вы оповещаете, невозможны без должного финансирования любых проектов – это, как говорят, и коню ясно! Как Вы собираетесь содержать 42 тысячи почтовых отделений России? Или Вы вместе с высокомудрыми министрами правительства РФ, вкупе с не менее умными депутатами, профсоюзными лидерами, прочими привилегированными защитниками народа и далее намерены оставить почтовиков на голодном пайке?.. Получается, что так  оно и есть.

Вернусь, однако, в помещение п/о № 5 г. Твери. Оно, уверяю Вас, не отвечает сколько-нибудь разумным санитарно-гигиеническим условиям труда. На какое-то время спастись от дождя или снега здесь, конечно, можно, кровля ещё, слава Богу, не прохудилась, но трудиться ежедневно, полную рабочую смену в душном помещении – далеко не каждый решится. Да ещё за жалкую «здряплату», как горько шутят сами почтовики.

Помещение почты на моей памяти десятилетиями не ремонтировалось. С потолка, в полном соответствии с законом всемирного тяготения, обильно сыплется штукатурка. Входная железная дверь, как раненый зверь, так истошно скрипит и воет, что жильцам вышерасположенных этажей будильниками обзаводиться не нужно: каждый день с началом рабочего дня дверь своим ржавым стенаньем способна поднять на ноги и покойника...

Между тем, будем помнить, данное почтовое отделение расположено в густонаселённом Заволжском районе, каждодневно и ежечасно туда направляется большой поток граждан, многие из них немощные пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, а в зале обслуживания всего несколько стульев, людям и присесть негде. Приходится стойко переносить невольные тяготы почтовой «повинности» на своих усталых ногах. Очевидно, Министерство почтовой связи столь отощало, что не в силах отыскать средства для обеспечения более-менее комфортных условий труда  своим сотрудникам и уж тем более позаботиться о своих клиентах.

Глядя на изрядно изношенные компьютеры позавчерашнего дня, которые давным-давно просятся в утиль и которыми вынуждены всё ещё пользоваться почтовики,  я невольно вспоминаю наши старые  надёжные русские счёты. Помните звонкие кругленькие костяшки, то и дело бегающие по медным проволочкам под нежными пальчиками милых девушек?!.. На них бойкие операторы могли щёлкать куда быстрее и веселее, нежели работать на злорадно молчаливых, медлительных и коварных компьютерах, которые по неведомым причинам то и дело отключаются, грозя накалить до предела обезумевшую очередь…

Не могут не возмущать крайне затянутые сроки доставки почтовой корреспонденции по России из пункта А в пункт Б. К примеру, отправленные мной с п/о № 5 в Москву 11 ноября с.г. три заказных письма только 14 ноября покинули тверской сортировочный центр (почтовые индексы: 17000579024377, 17000579024391 и 17000579024384). И чего, скажите на милость, письма целых 4 дня мариновали-сортировали в одной тверской точке?.. Какие ещё пути-перепутья ждут мою корреспонденцию в самой столице – одному Богу известно. При простом арифметическом подсчёте получается, что письма из Твери в Москву (расстояние 160 км) идут или едут, точнее, ползут, в лучшем случае, целую неделю, то есть со скоростью менее 1-го км в час. В достославные царские времена почтовая корреспонденция, согласитесь, доставлялась куда как быстрее и надёжней, хотя не располагала ни компьютерами, ни скоростными средствами доставки.

…Уважаемый  Министр «Почты России»!

Я мог бы высказать в дополнение к вашим известные мне причины, так или иначе оправдывающие те острые проблемы, что накопились в системе почтовой службы города Твери, краёв и областей страны в целом. Как и Вы, в качестве виновника наших общих бед я могу назвать агрессивного президента США Обаму, несносный Запад с его омерзительными санкциями против России, только и помышляющий о том, чтобы, как кровожадный крокодил, поскорей заглотить нашу несчастную Родину. Одним словом, любому печальному следствию всегда можно найти при желании объяснение и оправдание.

Но мне (и, уверен, многим гражданам нашего города и России) очень хотелось бы, чтобы даже при имеющихся скромных возможностях мы умели и, главное, хотели сделать нашу жизнь чуточку лучше и веселей. Тогда Обама и недружественный Запад, люто завидуя нашим общим успехам, позеленеют от злости! Немалым «подарком» им в этой части будет и надлежащая деятельность почтовой службы достославного города Твери и всей огромной матушки России.

С уважением и пожеланием всем нам благ,
Владимир Юдин,
писатель, Заслуженный работник высшей школы РФ
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.