ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Режиссер с Рублевки

Ряженые белогвардейцы

Много раз сообщали народу, что скоро покажут новый фильм под названием «Солнечный удар». И вот, наконец, 4 ноября этот очередной шедевр был показан телевидением. Начало: толпы людей в шинелях, скученные, как на барахолке, в какой-то лощине, занимаются непонятно чем. Видимо режиссер долго думал, чем же занять артистов, одетых в шинели, - что они должны делать, куда двигаться? Одни что-то несут слева направо, другие – наоборот, справа налево.

Затем они поднимаются на бугор по какой-то странной лестнице (видимо специально построенной по этому случаю), где предстают по одному перед красноармейцем, пересчитывающим их [парафраз фильма «Красные дипкурьеры». - НП]. Красноармеец странноватый: ни рабочий, ни крестьянин…

Среди военных, почему-то, много полноватых, упитанных, с гладкими лицами. А ведь это ноябрь 1920 г., голодное время, и военные того времени – это окопная молодежь военных призывов! Молодой воин из Франции заимел немецкий фотоаппарат [парафраз «Служили два товарища». - НП] и загорелся желанием сделать общий снимок, для чего стал собирать всех на бугре. Вдруг появляется на автомобиле какая-то худая женщина в кожанке и в очках, в сопровождении двух очень толстых пожилых мужчин. И если это революционеры, то ведь известно, что в революцию идут скорее тощие и голодные, нежели сытые и толстые…

Худая и злая комиссарша оказывается Розалия Землячка [Мириам Сехон], ярко выраженная еврейка. Тут же вскользь называется настоящая фамилия Землячки-Залкинд. Она командным голосом начинает отчитывать офицеров, возмущаться, зачем они собрались фотографироваться. Офицеры, сидящие – стоящие кругом, прошедшие фронт, окопы, дожди и снега, и которые, наверное, никогда не слыхивали, чтоб с ними так грубо разговаривали, почему-то без возражений смиренно выслушивают ее.

Это самый яркий эпизод в фильме. Роль Землячки хорошо сыграна, самый удачный образ!

Следующая сцена вызывает недоумение. Какая-то длинная лестница с бугра вся заполнена военными. И по этой лестнице спускается детская коляска. Она, погромыхивая, катится со ступеньки на ступеньку, и просто удивительно, как она так легко спускается, лавируя, не задевая ни одного человека, словно внутри у нее какой-то навигатор. Какой-то голос начинает считать ступеньки: …30 – 40 - …80, 81, 82, 83… Замыслом режиссера, она в конце пути точно попадает в горящий костер. И почему, и зачем, и кому это нужно?.. Знаменитый эпизод из фильма Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» не дает покоя нашему режиссеру, и он решил ввести в свой фильм такой же эпизод? Только в том фильме коляска с ребенком катится по Потемкинской лестнице в одиночестве, а не среди плотной толпы, эпизод носит трагический характер, здесь это перерастает в фарс. Чувство меры изменяет мэтру.

Так начинается фильм о событиях гражданской войны, так рассказывается – показывается, в начале фильма, и немного в конце.

Всё остальное, сообразно голливудским подходам, посвящено любовной интриге, в которой даму [Виктория Соловьева] показывают лишь несколько минут, а в основном поручика [Мартиньш Калита, дублирует Евгений Миронов], который много бегает, прыгает, и лишь один раз встречается с дамой… В последних кадрах опять появляется Землячка и дает тайное распоряжение потопить всех пленных.

На речном пароходе поручик видит молодую мать, следующую с мужем и двумя детьми лет 7-8. Никаких признаков возникшей симпатии, - ни улыбок, ни жестов, ни разговоров, поэтому непонятны все дальнейшие действия поручика: оказывается, он полюбил. Но зритель об этом пока не догадывается.

Начиная лирическую линию, режиссер выбрал эпизод с шарфом. Всех студентов-режиссеров учат, что если фильм повествует о прошедшем времени, то нужно обязательно дать приметы того времени: что-то из быта, одежды, привычек, известных песен («Стаканчики», «Бублички», «Цыпленок жареный»…).

Режиссер из песен выбрал «Крутится-вертится шар голубой» [аллюзия на «Возвращение Максима». - НП]. Он заставил газовый шарфик дамы, поднятый ветерком, летать над судном, и наш поручик бросается за ним бегать, почему-то прячась от людей, чтоб поймать его. И заставил режиссер поручика бегать еще долго-долго, по всему пароходу, я уже подумал, что полфильма будет бегать…

По голливудским нормам влюбленный герой должен совершать что-то эдакое, героическое, ловкое. У американцев это, обычно, ковбой, смело прыгающий из окна или с крыши и попадающий сразу в седло. Но мы в России, и режиссер это учел. Поручик узнал, что дама его сердца сошла с судна на берег, - решив прыгнуть с борта корабля прямо на пристань. И хотя бедный старик-капитан бегал вокруг, жалобно крича, что он попадет под колеса, и старику грозит тюрьма, наш герой смело прыгает.

Чтоб подчеркнуть трагический момент, в воду с грохотом врезаются колеса парохода, СЛОВНО МОЛОТ на огромном заводе. Но герой не забоялся!

Рядовой режиссер ограничился бы одним этим прыжком, но не таков мэтр отечественного кинематографа. Он заставил его совершить еще один грандиозный прыжок, на этот раз с другого берега реки, чтоб достичь уплывающий пароход. Прыгал он с высоты 5-6 м, но заснято это так, словно прыгал метров с тридцати, - судя по огромному кругу на воде после прыжка (словно падал предмет весом в тонну). Для вящей убедительности режиссер еще раз показал этот круг. Выпрыгнув, поручик, вместо того, чтобы скорей вылезти на берег и бежать за уплывающим пароходом, почему-то долго стоит по грудь в воде с бессмысленным выражением лица…

И, наконец, завершающая встреча его и ее. Каждый режиссер любовную сцену старается обыграть в чём-то иначе, чем в других фильмах. Так и наш. Он внёс свою «изюминку». Нашла наша пара уединение в гостинице маленького городка. Они вдвоем в полумраке. Поручик начал расстегивать свою одежду, но она сказала ему «Подождите!», отошла вглубь комнаты, появилась, раздевшись, голая подошла к нему – одетому, и стала смотреть на него каким-то мутным взглядом. Правда, интересно?

…Вообще-то, она на ночь бросила мужа и двух любимых детей, поехала с поручиком в гостиницу на берегу, провела ночь, и когда утомленный друг еще спал, собралась и уехала, оставив записку (к мужу и любимым детям). На этом любовная линия фильма завершается. Режиссер возвращается - к тому, с чего начал, теме гражданской войны. Опять появляется Землячка, снова на машине с толстыми людьми, опять человек 200 выстроились сфотографироваться. На этот раз Землячка им милостиво разрешает, но они должны в течение часа собраться и их повезут в другой лагерь пароходом - на барже (Землячка дает тайное распоряжение утопить всех пленных).

Заканчивается фильм какой-то несуразной сценой: поручик и его любовь смотрят в бинокль на тонущую баржу. Сначала он, потом она: в изящных кружевных перчатках. Молчат… Но ведь вроде, он сам только что сидел в барже, у иллюминатора, рассуждая о жизни, с часами от Егория на руках? С горечью говоря собеседникам «Мы сами погубили Россию!» - сам, вместе со всеми, вроде - должен пойти на дно?? А тут, вроде, с берега наблюдает?..

И заканчивается этот фильм, словами о том, что в этом районе России погибло 8 млн. человек. Откуда режиссер с Рублевки взял это число? «Пипл всё схавает»? Таким утверждениям - очень радуются националисты на Украине, майдановцы, да и «женщине с косой» («щирой украинке» Тимошенко) это даст повод еще раз обратиться с горячим призывом «мочить» москалей, выжечь их всех атомной бомбой, чтоб голое место осталось. Может, в этом и есть глубокий смысл картины? Я читал книгу о генерале Брусилове, там говорилось, что в ту мировую войну, вместе с гражданской войной, Россия потеряла 13,5 млн. человек. А сейчас, в наше демократическое свободное время, некоторые называют совсем фантастические числа, хоть 20, хоть 30-40 млн., и даже один известный «историк» назвал цифру в 60 млн. человек. «Свобода слова»! Никто его не одернул, не осудил. Может быть, прокуратура обратит на это внимание и проверит числа??

Сей голливудский фильм обошелся россиянам в 21 миллион долларов. Теперь мэтр собрался сделать из него 5 серий для ТВ: то-то порадуются всякие Порошенки и майдановцы… В общем, фильм ниже среднего уровня, для обывателей 3-го мира. Думается, что пипл не всё схавает!

Филипп Махонин, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств

От редакции
. Дореволюционные баржи – плоскодонные несамоходные площадки, служившие для буксирования грузов по мелководью, не подразделялись на отсеки и не оснащались кингстонами - устройствами для затопления отсеков через днище, необходимыми при креновании и дифферентовке на плаву. Этими устройствами снабжались тогда лишь крупные мореходные корабли. Наблюдатели могут обратить внимание, что на памятнике К.В.Изенберга «Стерегущему», матросы И.Бухарев и В.Новиков не открывают кингстоны, отсутствовавшие на миноносцах, а отдраивают иллюминатор – корабля, осевшего в воду от полученных в бою пробоин (не упоминаются кингстоны и в описании его гибели в романе А.Степанова «Порт-Артур»). Свидетельства пленных и заложников, спасшихся при массовых казнях большевиками, напр., подпоручика Д.А.Сидорова, говорят о самой обычной – армейской, расстрельной технике казней в годы Гражданской войны.

Легенда об использовании барж, служивших плавучими тюрьмами, для коллективного убийства заключенных была пущена людьми, не имевшими представлений, ни о назначении таких плавучих казарм, ни об их устройстве и технических возможностях. Повторив эту легенду, наряду с мизансценами ряда хорошо известных фильмов, наряду с цитатой повести И.С.Шмелева «Солнце мертвых» в заглавии картины, снятой, как бы, по мотивам рассказов И.С.Бунина, Никита Михалков лишний раз показал отсутствие творческой фантазии, соединяемое с невежеством.

Роман Жданович

«Новый Петербургъ», 20.11.2014 г.
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.