ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Как звали царевну-волхову по имени?

У невров обычаи скифов. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало на них из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно однажды в году на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. Я не верю этим рассказам, но так говорят и рассказы удостоверяют клятвой. (Геродот Галикарнасец «История», IV, 105). …Фракийская дева-охотница и хищница Гарпалика, которую отец Гарпалик, т.е. «хищный волк», вспоил молоком кобылиц и диких зверей, пойманная в сети земледельцами и пастухами и ими убитая, по убиение ее отца, а потом прославленная, на своём кургане амазонки, кровавыми обрядовыми поединками и знаменуемая тотемом козы, - представляет собою страстную героическую ипостась древнейшей Артемиды, как ее отец пра-диониса – Арея. (Вячеслав Иванов «Дионис и прадионисийство», Баку, 1923, с.83). …Отец воспитал Гарпалику как мужчину, научив ее верховой езде, стрельбе из лука и бегу. Гарпалика вместе с отцом участвовала в сражениях и во время одной из схваток спасла ему жизнь. Когда Гарпалик за жестокость был изгнан подданными и, укрывшись в лесах, стал заниматься разбоем, Гарпалика разделяла его судьбу. Она была поймана пастухами в сети и убита. После гибели Гарпалики между убийцами не прекращались кровавые раздоры, и, чтобы умилостивить тень умершей, в ее честь был учрежден культ и праздник. («Мифологический словарь», М., 1965, с.57)

Уроженка Богородского уезда Московской губернии была дочерью Николая Антоновича Вокач, мелкого чиновника, затеняемого фигурою дядюшки, барона П.К. де Витте. Мать - Марья Андреевна, урожденная Муромцева, также известней своими дядьями С.А. и Н.А.Муромцевыми; В.Н.Муромцева - жена И.А.Бунина - была ей племянницей [«Русская усадьба», М., 2008, с.410 и дал.].

Исследование фамильных прозвищ, само по себе [см.: О.М.Гусев «Фамилии сакральный смысл», СПб., «Потаенное», 2014], открывает о человеке очень и очень многое. …Корень, в незапамятном доисторическом прошлом образовавший эту сербохорватскую фамилию, выдает письменный (жреческий?) род деятельности книжника, впервые его зафиксировавшего. Не от фонетического произношения Вук (волк), но от славянского написания: «воукъ», - родоначальник обрел прозвище Воука - подобно совр.украинскому косвенному фамильному прозвищу ВовкА (не от уменьшительного Вова, а от имени-прозвища Вовк (волк): Вовкач)!

Протяженный гласный у-, отсутствовавший в греческом письме, конструкторы кириллицы обозначили диграфом (оу: кириллический Ук). Отдельное (краткое) у (u) считалось согласным, переходящим в звук в-, в славянской речи разделяемый с «буками» (в речи средневековых греков оные, напротив, переходили в «веди»). Эта фонетическая тонкость проникла в фамильное прозывание еще в те незапамятные времена, когда Кириллица была новшеством, основным средством передачи голоса на письме оставалась Глаголица (более чуткая к славянской речи, нежели азбука, ложно вменяемая св.Кириллу, цифровая система которой не видит различия б- с в-, внесенного задним числом). Звучит Ук не четко, и в древности диграф транслировался с опорою, как на вторую, так и на первую составляющую. В нашей великорусской речи он преобразовался в вОЛк.

Возникла фамилия прежде известной черногорской фамилии Вуковичей, выходцев из Византии, образованной чисто фонетически, чей основатель Божидар жил в ХV в., и которым пришлось - обосновывая родовые претензии, протягивать фиктивную нить к угасшему роду Бранковичей. …Изошло наречение от той же группы значений, что и определения Алчный, Пламенеющий [см. И.Кноблох "Kurd-Alaegon и Volcanus", "Этимология - 1972", М., 1974] («бурый волк»: древнейшее определение масти) - первичные даже относительно таких древних основ как воля, влечь, ставших корнем к имени Волк. Это называние, подобно называнию хорт, сохраняемому названием псовой масти - мухортый, фамилией Мусергской (древнее звучание), топонимами Сертислава и Хортица (у Константина Багрянородного: «остров св.Георгия» - остров руководителя волков), - служило эвфемизмом, замещая не употребляемый в профанной речи (аналогично беръ\медьведь), - высокий титул Лют. Украинское название месяца: лютень - это в честь хортов, волков, празднующих в феврале свадьбы. Имя сие было едва ли не исходным, и П.Я.Черных, воспроизводя наличные толкования определения «лютый», констатирует, что «этимология не из ясных» [«Историко-этимологический словарь», 1993, т. 1-й, с.499].

Лют (Лутъ), в носовом произношении Л(он)тъ (балто-славянское племя л(ен)чан в историческую эпоху стало называться велетами-лутичами) [В.П.Кобычев «В поисках прародины славян», 1973, с.61-64], - аналогично известен в речи латинян (луп\луперк), персов (гурк), эллинов (лик). Лишь в славянской, балтской и германской речи за ним утвердилось эвфемистическое прозывание, однокоренное скифскому (нартовскому) прозвищу волшебного кузнеца и римскому имени божества скрытого - хтонического огня: Вулкан.

Лютые выехали из Сербии после Косовских битв 1389 и 1448, взятия османами Белграда в 1453 г. и падения королевства - не следуя примеру боярства павшего режима, не согласившись потуречиться, унеся на Русь предания о битвах с агарянами, отразившиеся в новгородском эпосе [С.Н.Азбелев «Куликовская битва в народной памяти», 2011].

В ХVI веке они служат Русскому царству лекарями. Один из них, гвардейским офицером, участвует в свержении инородческого режима Остермановщины в 1742 г., жалованный гербом с изображением стропил: указание, что владелец возводил Дщерь Петрову на трон. С переворотом Екатерины - сторонники ПетраIII Вокачи эмигрируют; по смерти царицы один из сыновей проф.Лейпцигского ун-та Ф.Вокача - Фридрих Фридрихович, отец Антона, возвращается в Россию…

Р. Жданович

121. Ильин, Иван Александрович (1883–1954)
Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т.
– (Посвящается Наталии Николаевне Ильиной). – М.: Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918.
Т. 1: Учение о Боге. – [Х], 300, [1] c. – 2 экз. 15,5 х 23,5.
Издательская обложка (бумажная).
17,0 х 24,5.
Кожаный переплет с золотым тиснением.
Экслибрис «Из книг Н.Н. Ильиной и И.А. Ильина» на с. 1.
Следы чтения: пометы простым карандашом.
Т. 2: Учение о человеке. – 356 c.
17,0 х 24,5.
Кожаный переплет с золотым тиснением.
Экслибрис «Из книг Н.Н. Ильиной и И.А. Ильина» на c. 1.
Следы чтения: пометы простым карандашом.
Ильин-131
Инв. № 256, 260-261

122. Ильина, Наталия Николаевна (1882–1963)

Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки. – Париж:
Impr. de Navarre, 1955. – 186 c. – 5 экз.
14 х 20,5.
Бумажная обложка.
Неразрезанные страницы.
Ильин-132
Инв. № 262-266

(http://www.nasledie-iljina.srcc.msu.ru/lichn-bibl/katalog%20Ilyina.pdf)

 http://zrd.spb.ru/letter/2014/letter_0054.files/image004.png

(http://zrd.spb.ru/ilina.htm)
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.