ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАЦИИ - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Гулльский инцидент 1904 года

В октябре 1904 года 2-я Тихоокеанская эскадра сил Балтийского флота покинула последний русский порт - Либаву (ныне Лиепая), двинувшись к месту назначения Порт-Артур.

Несмотря на военное время, в Великобритании – на верфях Армстронг в Шотландии продолжали строиться по заказам воюющей страны мореходные (эскадренные) миноносцы. На торговых судах в Англию прибывали японские военные команды, принимали корабли, грузили здесь же заказанным оружием и уходили на них в Тихий океан, воевать с Россией. Хотя об этом было известно, но секретность соблюдалась, и на русские торговые суда, на пути к Порт-Артуру и Владивостоку, японцы не нападали, более озабоченные борьбой за живучесть своих легких, сшитых на живую нитку кораблей на океанской волне.

Агентурная охрана перехода на Тихий океан, вместо военной разведки, царем, более доверявшим политической полиции, была вверена Охранному отделению. Однако, его зарубежные сотрудники, растратив значительную часть выделенных для агентурной работы сумм, выявить места базирования достраиваемых японских кораблей и их стоянки, до выхода на театр военных действий, не сумели, хотя и завалили Петербург паническими сообщениями о готовящихся минных атаках на эскадру Рожественского.

Соображения безопасности требовали от командующего русской эскадрой – вице-адмирала Рожественского <написание фамилии именно таково. – оговариваю для корректоров>, командовавшего только что построенными кораблями, с необстрелянной командой и неосвоенной техникой, обойти Англию с севера – выйдя на океанские просторы редко посещаемыми водами вдоль берегов Норвегии, как шел в предбоевой обстановке в 1863 г. вице-адмирал Лесовский. Но Рожественский предпочел миновать проливы Северного моря, очень удобные для атаки легких судов, имеющих убежище в здешних портах, идя напрямую. О возможности атаки экипажи были предупреждены.

Проливы в Северное море были преодолены успешно, благодаря сгустившемуся туману: внимание противника привлек к себе транспорт «Бакан», шедший отдельно от боевых кораблей, следуя за которым они потеряли время, не найдя главных сил. Во избежание случайных столкновений со своими миноносцами, оные были Рожественским посланы отдельным отрядом, далеко впереди главных сил, прибыв в французский порт Брест ранее событий.

Ночью 22.10.1904 г. при проходе Доггер-банки - отмели издавна облюбованной рыбаками, с флагманского броненосца «Суворов», возглавлявшего линейные силы, а также с плавучей мастерской «Камчатка», шедшей отдельно от боевых кораблей, на фоне многочисленных освещенных рыболовецких судов тянущих сети были замечены трехтрубные суда без огней, с силуэтом миноносца, быстро сближавшиеся с носового курса (как заходят в торпедные атаки). Немедленно по ним был открыт огонь. Шедшие за «Суворовым» корабли не увидели цель, они присоединились к канонаде, беспорядочно стреляя по любым целям, казавшимся представлявшими опасность. Под огонь попали и корабли крейсерского отряда, шедшие отдельно, причем пять мелких снарядов попало в крейсер «Аврора», где был легко ранен комендор и тяжело – корабельный священник Анастасий Русин (вскоре умер в госпитале Танжера, став первым погибшим священником 2-й эскадры).

Описание этого боя приводится В.П.Костенко в мемуарах «На «Орле» в Цусиме». Характерно, что это показание свидетеля, одного из немногих оставшихся в живых (броненосцы «Князь Суворов», «император Александр 3-й», «Бородино», «Наварин» погибли со всем экипажем), воспроизводящего рассказы других очевидцев и участников события, в справочнике Википедия отсутствует даже в списке лит-ры.

Среди прочего, русскими моряками были потоплены 2 и повреждены 4 британских рыболовных судна. В тогдашнем обществе это происшествие вызвало страшный скандал. В Англии была объявлена мобилизация морских сил, ожидалось присоединение Англии к воюющей стороне – Японии. В ожидании же мобилизационного развертывания, инцидент был передан на рассмотрение международной комиссии, получившей жалобы капитанов рыболовных флотилий и рапорты наблюдавших бой моряков. Корабли остановились в портах Испании, ожидая своей судьбы.

Особенное возмущение в Великобритании вызвало то, что, как писали газеты, «русский трехтрубный миноносец до утра оставался на месте расстрела, не оказывая помощи терпящим бедствие». Русское командование обратило внимание на это сообщение, указав, что в составе эшелона 2-й Тихоокеанской эскадры, шедшего мимо Доггер-банки, кораблей с таким силуэтом не имелось. Наличие на месте боя подбитого боевого корабля данного типа – это безусловное свидетельство, что русские корабли подверглись нападению противника, скрыто разместившегося в портах юридически нейтральных стран, и огонь велся по нему – использовавшему мирные суда, как прикрытие.

Разбирательство длилось недолго. Англия не была заинтересована в допуске проверяющих на свои военно-морские базы, а Россия в длительной задержке 2-й эскадры - должной поспеть на ТВД если не до падения Артура, то хотя бы, до того как японские корабли исправят полученные повреждения. И, по соглашению сторон, инцидент был отнесен к разряду «неизбежных на море случайностей», потерпевшие и родственники погибших получили возмещение ущерба и русскую денежную компенсацию, а о самом происшествии постарались забыть. Если вы посмотрите в справочники и издания, вышедшие в СССР после смерти И.В.Сталина, то можете заметить, как редко упоминается в нимх об этой истории. Даже написание имени английского города – порта приписки погибших судов было изменено, из Гулля (по коему имени происшествие получило название Гулльского инцидента) он был превращен в Халль.

Советские источники, писавшиеся в 1920-х – 1930-х годах (в их числе и знаменитый роман «Цусима»), рисуют ситуацию, как однозначно неспровоцированный огонь, открытый вояками проклятого самодержавия по мирным рыбакам. К этому же склоняется литература современная, в частности, справка википедии заявляет, что "...вопрос — были ли в действительности миноносцы на Доггер-банке или нет — комиссия не рассматривала"

[http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F3%EB%EB%FC%F1%EA%E8%E9_%E8%ED%F6%E8%E4%E5%ED%F2].

Р.Жданович
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.