ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Беляевъ 2-ой

…За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти. (Р.Грейнц)

На фоне помпезных празднований 70-тия «Полного освобождения…» (дальше не выговорить) и открытия Сочинских игр, незамеченной прошла годовщина начала Русско-Японской войны, 110-тие боя при Чемульпо «Варяга» и «Корейца» 27.01\09.02 1904 года.

Сказать, что история его ранее обходилась вниманием, нельзя. «Циничных» - провокативных вопросов при этом не ставилось. Но была применена иная пропагандистская технология. Из публикаций, особенно электронных, исчезли сведения о японских потерях в бою, единственным источником сделалось официозное «Описание военных действий на море в 38-й год эры Мейдзи», изданное Токио, полностью отрицающее таковые. Так сделался «очевидным» ответ, дающийся без задавания самогО вопроса. Лукавые «дождеборцы» - хотя, порой, переменяли раздаваемые в Кремле маскхалаты, ничуть не переменили своего нутра с 1991 г.!

Это вопрос, вполне принципиальный: после высадки десанта в Корее, эскадра контр-адмирала Уриу, сдаться которой «рекомендуется» «Варягу» и «Корейцу», была должна присоединиться к силам адмирала Того, либо Камимуры, нажимавшим на главные силу русского флота, стоявшие в Порт-Артуре и Владивостоке… Между тем, недостоверность «Описания…», - кроме того, что бой наблюдали стоявшие в порту иностранные моряки, отметившие попадания в головной и хвостовой крейсера адмирала Уриу, - видна из самого японского источника.

По оному, замыкавший колонну «Акаси» сделал два выстрела из кормового 152-мм орудия, после чего прекратил огонь из-за большой дистанции – 6500 м (35 кабельтов); попаданий по кораблю, согласно «Описанию…», не было отмечено, хотя тяжелый снаряд пролетел между труб, взорвавшись на воде в 200 м, еще один упал в 400 м.

Тяжелыми 203-мм орудиями была вооружена канонерская лодка «Кореец». Но он нес устаревшие картузные пушки, они уступали в дальнобойности пушкам «Акаси»! Попадания в «Акаси», вызвавшие взрыв на борту, указаны в рапорте капитана 2-го ранга Г.П.Беляева 2-го (как обозначалось в тот век старшинство офицеров), и должно заключить, что молчание вызвано огнем «Корейца». Неуверенность отчетов Руднева и Беляева, поясним, вызвана тем, что русские бомбы оснащались взрывателем с большим замедлением - для подрыва во внутренних помещениях корабля, снаряжались же влажным пироксилином, дававшим при разрыве легкий белый дым, в отличье от густых дымов шимозы, плохо различимый в облачную погоду и при стрельбе с больших расстояний. Огонь ими корректировался по всплескам на воде «вилочных» выстрелов, но не по разрывам.

Не менее красноречивы действия броненосного крейсера «Асама», шедшего во главе обращенной к «Варягу» и «Корейцу» колонны кораблей (флагманский «Нанива» и ретранслировавший его сигналы «Такачико» держались в стороне от неприятеля). В самый напряженный момент, когда русские корабли проходили о.Иодольми и «Варяг» потерял управление, на «Асаме» возникает пожар и он уходит из атакующей колонны, перестав стрелять.

Первые 30 минут боя на узком 30-мильном фарватере Чемульпо (Инчхона) японский огонь был сосредоточен на головном, более мощном и имевшем паспортные 23 узла хода (фактически, на американских котлах Никлосса, выше 16-18 узлов без аварий было развить невозможно) «Варяге», «подобном кромешному аду». И весь эффект огня с русской стороны принадлежал «Корейцу» - неспешно, как на маневрах, изрыгавшему огонь из погонных 203-миллиметровых орудий, сначала из правого, затем из обоих.

       

«Кореец» был из немногих русских кораблей, к 1904 году имевших боевой опыт. В 1900, во время вооруженного конфликта с Китаем (в источниках обычно именуемого «восстанием ихэтуаней», хотя «восставших» возглавляло тогда Китайское правительство во главе с правившей императрицей), он участвовал в бою с крупповскими орудиями береговых батарей фортов Дагу, прикрывая высадку десанта. Несколько часов, до взятия фортов, он вел перестрелку с китайскими артиллеристами, приняв шесть попаданий (убито 8 матросов, смертельно ранен лейтенант Бураков, ранено 20 человек). За тот бой корабль был награжден серебряным сигнальным рожком с Георгиевской лентой. Имя Буракова получил быстроходный – паротурбинный миноносец китайского флота, захваченный нашими моряками во взятом порту.

В бою 27.01.1904 «Кореец» выпустил лишь 52 снаряда. Но их эффект можно оценить косвенно. После начала циркуляции «Варяга», с перебитыми тягами руля покатившегося к отмели, на «Корейце» был сосредоточен японский огонь с сильно сократившейся дистанции. Тем не менее, он не получил прямых попаданий! Перелеты, отмеченные в рапорте Беляева, говорят о потере управления огнем на японских кораблях.

«Асама» - новейший броненосный крейсер, величиной и мощностью огня далеко превосходивший оба русских корабля, прикрываясь броней которого шли прочие корабли Уриу, исчез с театра военных действий на месяц. Полуброненосный «Чиода», следовавший за «Асамой», появляется перед русскими вновь лишь в конце июля 1904 г.; «Нийтака» и «Акаси» - лишь в конце апреля. Три этих корабля японский адмирал отослал тогда на родину, хотя эскадра Того, подошедшая к Порт-Артуру, решала главную задачу и требовала возможного усиления.

Командовал «Корейцем» - прямо с мостика устаревшего, назначавшегося для борьбы с сухопутными целями и лишенного боевой рубки, не имевшего бронезащиты корабля, как сказано выше, капитан 2-го ранга Григорий Павлович Беляев. Он родился 19 (в некоторых источниках - 17) ноября 1857 г. в Кронштадте, в потомственной военно-морской семье. Учился в Морском училище (Морской кадетский корпус) эпохи начальствования В.А.Римского-Корсакова – фундаментально перестроившего подготовку моряков; служил на Балтийском флоте. В 1883 — 1885 гг. Беляев вахтенный офицер клипера «Разбойник», на нем он совершает переход на Тихий океан, неся службу в дальневосточных морях. В 1886 возвратился в Кронштадт на клипере «Опричник». В ХХ веке служба вновь привела его на Тихий океан. 1902 — 1903 гг., командуя истребителем миноносцев (эсминцем) «Властный» - кораблем, мало приспособленным для службы в открытом океане (310 т водоизмещения, полубака нет, запас хода 1,5 тыс. миль), он совершает переход на Дальний Восток. В 1903 назначен командиром мореходной канонерской лодки «Кореец»



Слава незаслуженно обошла Г.П.Беляева стороной. В отличье от Руднева, он не прославился отказами от выполнения императорских приказов в дни смуты 1905-1907 гг., не получив потому рекламы в революционной прессе и советской историографии. Его биографической справки нет даже в «Военной энциклопедии» [Воениздат, 2-е изд., т. 1-й, с.370]!

В России, кроме медали «За бой «Варяга» и «Корейца» (обязательной для всех его участников), он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени [http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=13992 (данные Википедии ошибочны)], получив в командование клипер «Крейсер». В декабре 1905 г. произведен в капитаны 1-го ранга, в 1906 получив назначение на мятежный Черноморский флот - командиры которого утратили доверие Адмиралтейства, командовать устаревшим броненосцем «Екатерина II», спущенным на воду в том же 1886 г., что и «Кореец». В 1907 г. командует броненосцем «Георгий Победоносец».

Григорий Павлович Беляев скоропостижно скончался 22 ноября 1907 г. в С-Петербурге, находясь в отпуску. Погребен на Смоленском кладбище. Могила в ХХ веке утрачена.

Р.Жданович
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.