ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Вспоминая Льва Гумилева

Кроме общеизвестных трудов по истории и географии, Л.Н.Гумилев оставил немало наблюдений, принадлежащих науке этнографии. Но, в отличье от таковых, выполненных Д.С.Лихачевым, доныне не систематизированных и не получивших осмысления.

Объясняя «каеру» (осужденному по 58-й «контрреволюционной» статье) Гумилеву неприязнь, питаемую коренными обитателями тюрьмы к уголовникам «неправильных» статей (изнасилование, хулиганство и т.п.), вор-законник выражал недоумение, что Советская власть карает вышкой политических, вместо того, чтобы расстреливать гопоту. Удивленному полит-ЗК он пояснил: мы, блатные, вершим зло ради корысти. Они – гопники – творят зло, ради него самого, ради зла. В человеческом обществе места не должно быть им, злослужителям, а не грабителям и ворам.

Идея пассионарных толчков, как рассказывал сам Гумилев, была сродни мистическому озарению, посетив его в предварительном заключении, при созерцании солнечного луча, проникшего в камеру сквозь створки оконной решетки. Это не удивительно, учитывая, насколько проникнут научный трактат «Этногенез и биосфера Земли» ранневизантийскими философскими идеями Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита.

Вторая же, столь же существенная сторона трактата – учение об антисистемах [см. «Этногенез и биосфера Земли», ч. 9-я], как можно понимать, выкристаллизовалось именно вокруг сентенции лагерного «законника», ненавязчиво раскрывшего источник многих установлений, убеждений и привычек лагерной охраны, не вполне доступных сознанию человека «с воли».

Это учение, в отличье от собственно, этногенетического, не встречает внимания к себе. Хотя ныне - применительно к актуальному политически, казалось бы, должна востребоваться именно оно. Чем, как не злом ради зла – отнюдь не ради лишь корысти, - являются порядки «красных» зон (где власть принадлежит оперчасти), отделений милиции (полиции), частей советской армии (армии РФ), судов (российских и советских с 1956 г., когда вина за неправосудные приговоры была взвалена на следствие, а судебное оправдание исчезло из судопроизводства)?..

Когда фабриковалось дело «промпартии», изначальной, подспудною причиной тому был страх – страх захвативших власть невежд, уничтоживших старый, университетски образованный госаппарат, попавших теперь в зависимость к спецам. Т.е., в конечном счете, мотивы красных террористов были своекорыстны. А «дело лицеистов», «дело историков», «дело славистов-филологов», «дело русистов-этнографов» (остановленное лишь сталинским «зигзагом» советской истории кон. 1930-х – нач. 1950-х, после покаяния и публичного отречения фигурантов от своих «буржуазных» учителей - В.Ф.Миллера и А.Н.Веселовского) – это зло ради зла! Когда создается и демонстрируется по телевидению видеофильм «панк-молебен в ХХС» - это PR-акция (социально-корыстное предприятие). А если при его монтаже задействуется, как сценическая декорация, обстановка Богоявленского собора – церкви, где в 1799 крестили А.С.Пушкина, это - зло ради зла*.

Если труд граждан страны целенаправленно обесценивается государственно-организованным завозом инородцев – штрекбрейхеров-гастарбайтеров, это – корысть. Таковыми штрейкбрехерами МОГЛИ БЫ стать рабочие-украинцы и белорусы, с хорошей квалификацией и навыком физического труда, чей уровень жизни выше, чем в РФ, но гораздо ниже, чем в Москве и Петербурге. Но организация массового переезда в РФ уроженцев Закавказья и Сред.Азии, умелых лишь в деле разбоя, рэкета и торговли наркотиками, но комплиментарных Кремлю в части враждебности аборигенам, это – зло ради самого зла! Когда Госнаркоконтроль законодательно освобождается от обязанности уничтожать вещдоки по уголовным делам, добыв так возможность их вторичной реализации, это, прежде всего, гнусная корысть. Мерзейшая, лишающая «государство» прав на свой «государственнический» титул, но корысть! А когда оное же - фабрикует уголовные дела против ветеринаров, заставляя их коллег недетерминировано подвергать мучениям бессловесных тварей, оперируя их без анестезии, это есть - зло ради Зла, Зло в самом чистом виде!

«Злом ради Зла», в повседневной его форме, является бытовая матерная ругань. Раскрыв сборник Кирши Данилова, где записано 70 фольклорных песен 17-18 века, в большинстве низкого стиля, мы видим лишь 3-4 с ненормативной речью - песни обрядовые, связанные с обрядами, включающими сакраментальную лексику. Герои «Тихого Дона», отразившего эпоху 1910-х – нач. 1920-х г.г., матерятся гораздо чаще, в быту.

В ХХ веке этому учила школа (в семье, в присутствии старших, мат недоросля тогда еще воспринимался, как оскорбление их, он влек немедленное наказание действием). И в СССР, кроме старшеклассников, сопровождали повседневную речь матом уже целые категории граждан. Таковых, однако, сложилось лишь две: «работяги» (включая сюда офицеров) и «творческая интеллигенция». Сейчас же, как выразилась Марина Королева, даже молодые матери с малышами говорят, как ВОхры с заключенными. Это и есть - лексическое выражение антисистемы, социального феномена, выстроившегося в нашей стране на протяжении века.

Р.Жданович

*По своему назначению вполне аналогичное «эссе» Абрама Терца (А.Д.Синявского) «Прогулки с Пушкиным». (прим.авт.).

 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.