ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Подземная река

Некогда, над нашим городом плескались волны огромного озера. Подтаивая под лучами Солнца в прозрачном континентальном воздухе, Ледник отступал с востока на запад, упираясь в лишь в горы Скандинавского хребта и их высокогорное оледенение. Восточное подножие – наполнялось талыми водами, заполнившими постепенно Балтийскую котловину между геологической платформой Русской равнины и молодым щитом вулканических пород Скандинавской формации.

Отступавший ледник оставлял слоистые отложения – тонкого песка, сносимого ледниковыми реками летом, и глин, отлагавшихся зимой, когда поверхность озера замерзала. По числу таких лент геологи определили даты и возраст озера. Ледник покинул территорию Приневья ок. 12 тыс. лет назад, отступая со скоростью 450 м\год. Гигантское пресноводное озеро, пока путь в океан на Запад запирали остатки Ледника, поднялось на высоту, недостижимую морским водам в дальнейшие эпохи, соединившись на Севере с бассейном Белого моря. В водах появился моллюск иольдия арктика, доныне типичный обитатель полярных вод, водоросли, способные обитать лишь в холодной слабосоленой воде (т.наз. Иольдиево море).

В то время высота озера превышала современный уровень океана на 50-55 м, и высоты Токсова, Колтушей и Юкков – были архипелагом островов, поднимавшихся из этого водоема.

Жизнь озера раскрывает строение Поклонной горы – 42-метровой высоты, встречающей путника на Выборгском шоссе, венчая Сосновскую возвышенность, чья терраса из р-на Парголова и Озерков по р-ну пр.Тореза (бывш. Спасо-Парголовский) и пр. Непокоренных (Спасская улица) выходит на Пискаревскую дорогу. Сосновская возвышенность сложена песками, накрывающими отложения из гранитных валунов, еще прежде проносимых Ледником. Правильные слои мелкозернистого песка чредуются косослоистым крупнозернистым. Первые – слагались при спокойном состоянии вод, в удалении от берега, вторые – оставлены водами, вблизи линии прибоя, указуя на колебания уровня озера. Наконец, воды его отступили, оставив за собой слой береговой гальки.

Ладожское озеро, как показали грунтовые колонки, взятые из его дна, оставалось пресноводным на протяжении всей своей истории – воды Иольдиева моря его не затронули [С.В.Калесник «Ладожское озеро», 1968, с.23]. В то время долины реки Невы не существовало – пространство между Ладожской впадиной и скальным разрывом теперешнего Финского залива разделялось пространством суши, разрезаемым реками, текущими с его гребня в противоположных направлениях. Река Тосна, принимая Ижору и Славянку – впадала в Балтийский водоем. По мере отступления его берегов, формировалось ее древнее русло, в те века проходившее севернее теперешних невских, принимая воды, стекавшие с Сосновских высот. Время шло, суша Скандинавского щита, освободившаяся от тяжести Ледника, поднималась, и ложбина речного стока отступала к югу, оставив древние свои рукава под слоем осадков периодически возвращавшегося Балтийского озера.

Новый подъем Балтики, уже соединенной с Атлантикой, наступил в атлантическую эпоху Голоцена – эпоху «глобального потепления» древности, когда уровень Мирового океана поднялся до 8-9 м выше современного. Так возникла терраса берега Литоринового моря, проходящая через Удельнинский парк и парк Лесотехнической академии. Спустя 3-4 тысячи лет (на рубеже н.э.) тектоническое «качание» ложа Ладожского озера (чей уровень возвышался тогда на 15-20 м над морским) привело к «переливу» воды через перемычку (р-н Пеллы) – по руслам Мги и впадавшей в Балтийское море Тосны устремившейся из озера в море. Вода отступила от возвышенной части города, казалось, окончательно.

Напомнила она о себе в 1960-х, когда через Лесное прокладывалась Кировско-Выборгская линия Ленинградского метро. Плывун – древнее речное русло, перекрытое сверху морскими осадками, но заполненное водно-песчаной смесью, прорвался в туннель метрополитена и затопил его до ближайшей перемычки. Осели и обрушились окружающие здания (гл.обр. корпуса НПО «Аврора» и «Красный Октябрь»), разъехались трамвайные рельсы.

С плывуном пытались бороться, замораживая этот жидкий грунт двуокисью углерода, но это мало что давало. Формально, требовалось засыпать размыв, вывести железнодорожный путь на поверхность - и по ней миновать опасный участок, но амбиции, связанные с предстоявшими празднованиями 25-летия победы над Германией и 50-летия СССР, взяли верх. Принято было решение - наморозить в водоносных слоях сверх-низкотемпературную «линзу», использовав не сжиженный углекислый газ, а сжиженный азот, а туннель, прокладываемый через опасный участок, укрепить стальным кожухом и периодически отводить передаваемое им тепло. Но плывун оказался не только сильнее, но и хитрее коммунистических «победителей природы». Здесь не даром текла подземная река! За два десятилетия – песком, движущимся вместе с водными массами, она проточила в линзе прегражденный метростроевцами в 1970 г. путь, проела броню возведенного туннеля и его собственные стенки, начав затопление ветки метро. Аварийный участок пришлось выводить из эксплуатации (оставив депо, возведенное в отсеченной части линии), наглухо задраив бетонными перемычками. Лишь «подземный мост», по сложнейшей итальянской технологии перекинутый через реку в толще грунта, позволил восстановить в 2000-х годах сообщение метропоездов.

Таково геологическое строение земель нашего города, лежащих между двумя морскими террасами.

Старые планы Петербурга показывают густую цепь естественных водоемов, тянущихся вдоль подножия Сосновской возвышенности, от Суздальских озер – до Полюстрова, питаясь подземными ключами. На северо-восток – сток проходит по поверхности, по Муринскому ручью. К югу и западу – вода из Сосновского лесопарка, аккумулируемая лесным массивом, стекает многочисленными подземными ручьями, местами выходящими на поверхность. Сейчас многие из них засыпаны (напр. на перекрестке Институтского и 2-го Муринского пр., где в прошлом трамвайные пути описывали полукруг, как на пл.Тургенева), но это повело лишь к тому, что увеличился сток воды, уводимой в канализационную систему, например, стоком из Серебряного пруда, в котором поддерживается (хотя и плохо) проточный режим. Иные сохранились в неприкосновенности, и ключи, выходящие возле б\дачи Сенковского на пр.Тореза и у пл.Мужества на пр.Непокоренных, чьи воды фильтруются сквозь массивы Сосновских песков, недавно еще служили источниками питьевой воды, лучшей нежели текшая тогда в ленинградском водопроводе.

Это лирическое вступление служит прологом к следующему. Известно, что нет такого преступления, на которое не идет капитал, в ожидании 500 %-ной прибыли. Район, лежащий между Светлановским (бывш. Ананьевская ул.) и 2-м Муринским проспектами, в прошлом был дачным районом Петербурга. В Советское время, вместо разобранных на дрова в Гражданскую войну и Блокаду изб, здесь появились 2-3 этажные барачные домики, позволявшие временно решить проблему жилья в индустриально развивавшемся Ленинграде. В 1960-х в замену им начали возводиться капитальные кирпичные здания. И здесь открылось это – предельное неудобство места для капитального, многоэтажного строительства. Потому, строились здесь только 5-этажные и 9-этажные дома, сильно облегченные, ленточные фундаменты которых ставились на песчаную подсыпку. 5-этажный дом, соседний с моим 9-этажным, выходивший на б\Бол.Васильевскую улицу (ныне безымянный проулок между пр.Тореза и ул.Орбели – Бол.Объездной), пришлось относить вглубь междуквартального пространства, чтоб миновать воды подземного ручья, текущего здесь.

Район, мало связанный с городским центром, был в прошлом приспособлен для заселения членами Всесоюзного Общества слепых. Для них, позади названной хрущебы, были поставлены двухэтажные корпуса заводика ПО «Контакт». И это население из района, удаленного от станций метро, не престижного для новых россиянцев, никуда не исчезло хотя условия его существования ухудшились резко. В годы Ельцинщины, под предлогом убыточности потерявшего государственные субсидии производства, завод был демонтирован, его корпуса коррумпированным руководством Общества проданы. Здесь скажем спасибо кризису – владелец, связанный с милицией, средств для застройки площади не нашел. Ныне, после кризиса, властями подготовлены планы «реновации» районов пятиэтажных хрущоб. В частности, называвшегося выше 35-го квартала. На территории «Контакта» (ул. Орбели 27, корп.5-В) и соседнего 5-этажного корпуса планируется построить 35-этажный небоскреб с подземным(!) гаражом. Для другого, подобного же дома, высотой 23 этажа (занявшего место снесенного советского торгово-социального комплекса «Стекляшка»), огорожена площадка на углу 2-го Муринского и ул.Орбели, строители ковыряются в копаемом ими котловане…

Здесь уже выполнялись разведочные бурения. В частности, ЗАО «ЛенГИСИЗ» (25.11.2006 г., дело № 31792). 33-метровая скважина на территории «Контакта» показала, что уже на 2-м метре бур входит в водоносный горизонт. В начале марта с.г. проводилось новое бурение, и на моих глазах, подземная вода, находящаяся под давлением, выступила прямо из бурящейся скважины.

Технологии, как показал пример 1970 г., временно воткнуть сюда 150-метровую башню – у строителей существуют. Что будет далее – не их дело: деньги уже заплачены, далее это капиталовложение будут «осваивать» перекупщики. Потому, планы держатся в строгом секрете, и в Интернет сведений о намечаемом строительстве нет. Но они существуют, и 4-й избирательный округ, после ухода на административную должность депутата от ПЕдРос Т.Мещерякова слитый с 3-м округом депутата С.А.Анденко, ощутимо лихорадит. Ибо даже то время, что будет строиться и сможет простоять - на намороженной линзе под многометровым фундаментом эта «вавилонская башня», будет катастрофическим для окружающих зданий (включая церковь, консульство Республики Словакия, 2 школы и 3 детских сада), под фундаментами которых станут прокладывать новые русла подземные реки.

Проблема эта, с самого 2007 года, осознается депутатом округа С.А.Анденко, как выпускник Военно-медицинской академии и полковник медицинской службы – представляющим законы природы более адекватно, нежели «юристы и экономисты» из Администрации В.И.Матвиенко, и запрашивавшим официально общегородские органы. Но, как пишет он [ответ кооперативу №750 («Академия»), №371-3176 от 23.03.2011], «принимать решения о возведении или реконструкции объектов капитального строительства, давать или не давать разрешения на строительство, уполномочены исполнительные органы государственной власти города. Депутаты …могут в данном случае оказывать давление на исполнительную власть, при условии, если нарушаются нормы федерального или городского законодательства в области капитального строительства».

Между тем, существует правило, что незаконно совершенные сделки – не имеют последствий, независимо от срока давности.

И в данном вопросе, наиболее весомым - представлялось бы решение, если потребуется – то волевое решение городских (республиканских) властей, - благо сам нынешний владелец земли после кризиса 2008 средств на строительство не имеет, - о возвращении утраченного в результате махинаций в руководстве организации (характерных для эпохи ельцинщины), комбината, его прежнему владельцу.

Оно было бы справедливым - уже постольку, поскольку задача превращения среды обитания в комфортную для инвалидов, для их социальной реабилитации, неоднократно ставилась и губернатором города, и президентом страны.

Р.Жданович
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.