WWW.ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

  Главная страница сайта  
    Новости  
  Номера газет, аудио информация, электронные версии  
  Интернет-магазин: книги почтой, подписка, электронные версии.  
  Славянская Община Санкт-Петербурга и Лен. области  
  Фотографии: демонстрации, пикеты, другие мероприятия  
 ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 

  Письма читателей, которые не вошли в бумажные выпуски газет  


Гибель Римской империи, советского образа жизни
и Европейской цивилизации

Мы сейчас находимся в первой фазе глобальной катастрофы (Сергей Кургинян, «Завтра», №23, 2009)

Последнее время, вслед за авторами газеты «Завтра», певцами СССР, руководители правящей РФ партии стали регулярно заводить речь о необходимой нашей стране после ХХ века «модернизации». И хотя, перефразируя афоризм Ю.Латыниной («Византия и нано-технологии несовместны»), можно было бы сказать, что модернизация и Хазарский каганат суть несовместные реальности, столь резко, с порога расстраивать кремлевских мечтателей мы не будем. Благие мечты, здесь оглашаемые ими, скорее всего, будут подобны мечтам, коим предавались на пути в заокеанскую «землю обетованную» эмигранты, плывшие на пароходе «Титаник».

В книге, написанной в конце позапрошлого века, немецкий исследователь Ганс Шмидт жалуется: «У древних существовало предписание применять лишь трехгодовалую, т.е. хорошо проквашенную известку. Как мы отстаем по сравнению с античностью! …В настоящее время штукатурку на стене производят в три последовательные наложения: «набросом», шероховатый слой и слой с тонким песком. Здесь тоже многому можно поучиться у античности. Правда, сейчас из-за дороговизны мы не можем и думать о шестикратном наложении слоёв Витрувия, но мы можем следить за тем, чтобы наносимый слой уплотнялся, что достигается ударами скобелей. …даже в римских провинциях штукатурка и облицовка изготовлялись с тем же знанием дела, как в самом Риме, как это подтверждается многочисленными находками» [Г.Шмидт «Техника античной фрески и энкаустики», 1934, с.с. 38-41]. Такова была цивилизация, ушедшая в У в. н.э..

Причины гибели её, исчезновения Западно-Римского государства, историками выдвигаются разные. Тут и вторжения варваров, и условия жизни (свинцовый водопровод), и победа Христианства, и новый виток этногенеза – похоронивший минувшую цивилизацию.

Последние – место имели в Восточной половине империи, где государственность сохранилась, а угасание античной культуры шло неск.веков долее, пока наконец, в У111 веке, полями не овладела экстенсивная двупольная система с сошной вспашкой, известная во времена Гомера, а традиция сбережения классической культуры – не сменилась политикой «иконоборчества»*. В Римской же Европе между цивилизационным крахом и пассионарным толчком, породившим Средневековую цивилизацию, лежит 4 века [см. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли»]. Ранее, в первых веках н.э., война с варварами завершилась победой Рима! И далее - заселяя пустевшие земли недавнего победителя, германцы старательно пытались овладеть культурой побежденных, реанимировать институты поразившей их великой государственности, привлекая «спецов» - ортодоксально-католических грамматиков и инженеров, пока это в известной мере не удалось им при Каролингах, оказавшись, правда, пустой оболочкой, лопнувшей два века спустя.

Такие «блага цивилизации», как выложенный свинцовыми плитами водопровод и общедоступная свинцовая посуда, имели место в столице Империи – жившей за счет провинций, и выродившейся лишь после того, как провинции перестали снабжать метрополию. Так что «медико-экологическая» гипотеза тоже не подходит.

***

В первые века Н.Э. Империя Рима стала технократической державой, способной за какие-нибудь сто лет вступить в индустриальную эпоху. По развитию - она не уступала Наполеоновской Европе. О производительных силах страны говорят её инженерные сооружения: в ХХ веке колонны 50-тонных танков воюющих сторон, не опасаясь разрушения дороги, шли по мостам и шоссе, проложенным римскими инженерами. Античный водопровод до недавнего времени обеспечивал «вечный город» водой, в объеме, превышающем потребности. Общественные постройки Римского государства, даже глубоко провинциальные [см. напр.: Т.П.Каптерева «Искусство стран Магриба. Древний мир», 1980], в отличье от современных были не только грандиозны, но и красивы.

Не только метрополия, но и «цивилизованные» провинции, подобно Европе ХХ в., обрели искусственный ландшафт, приспособленный к производящему хозяйству. Сравнительно с первозданным - измененный сильнее, нежели современный. Клады же римских монет, показывая пути купцов и путешественников, найдены не только в самых глухих уголках Европы, но и в Америке – на берегах Мексики и Венесуэлы, на берегах Тихого океана таковой обнаружен на Камчатке.

Первобытные леса и болота Италии (очень далекие от нынешнего маквиса, напоминая скорее леса Кавказа) были сведены, осушены и замещены животноводческими фермами и цветочными плантациями. Римский нобилитет питался не солониной и не замороженным – законсервированным мясом, как верхушка Средних веков и Нового времени, а свежим, комнаты дам - утопали в живых цветах! «Французский историк Буассье написал прекрасную книгу «Оппозиция при цезарях», где он показывает, что в Римской империи в эпоху самых жестоких цезарей подавляющая масса населения была довольна. Всё у них было: и пища в изобилии, потому что не было техники и труд шел не на изготовление машин, а непосредственно пищевых продуктов. Они ели так, как у нас не едят миллионеры, вкусно. Дома у них были исключительно удобные, потому что опять-таки без особых фокусов с водопроводами, телевизорами и всякими газами», - отмечал в лекциях Лев Гумилев [«Конец и вновь начало», 1994, с.309], впрочем, подача воды непосредственно в дома, как и канализация, в то время были уже известны.

Империя узнала гальванический способ получения электричества, метод выплавки алюминия, на борту исследованных археологами затонувших римских кораблей найдены обломки механических арифмометров. Механический двигатель был создан и широко применялся: водяной, ветровой, паровой. Последний - меньше, чем в Новое время, ибо римское хозяйство при успешных войнах получало много рабов, а полицейский правопорядок, невиданный в Европе этногенетической фазы надлома (от Реформационных до Наполеоновских войн), обеспечивал их повиновение. Но тем не менее, известен он был, и можно было ждать, что прекращение Империей, достигшей естественных границ - натолкнувшись на столь же сильных противников (германцев и скоттов на сев.-западе, нубийцев на юго-востоке, кельтоскифов и сарматов на севере, парфян на востоке), завоевательных войн, приведет к его распространению, мускульный движитель – будет вытесняться тепловым.

Плантационное рабовладельческое хозяйство, в результате успешных войн Поздней Республики перенятое разбогатевшими римлянами у олигархов колониального финикийского государства Карфаген [Ф.Ф.Зелинский "Эллинская религия", Минск, 2003, с.86], потеряло рентабельность, и еще при Антонинах начался процесс - для эпохи спустя 1000 лет известный как «феодальный способ производства»: владельцы начали сажать невольников на личные участки, переводить их из рабского статуса в колонат. Таким образом, экономически нерентабельный (для лишенной притока рабсилы извне системы) строй отмирал сам собой, и юридическая отмена рабства, возможно, крушением рабовладельческой цивилизации была задержана на 1,5 тыс. лет.

Так же продвигалась тогда вперед общественная мораль. О римском обществе мы судим по афоризму Д.-Г.Байрона «зарезан на потеху римской черни», - с интересом глядевшей схватки гладиаторов и звероборцев, бега колесниц (мало отличимые от нашей «формулы-1») и терзание на арене хищниками осужденных к казни. Забавы отнюдь не одобрялись древнеримской интеллигенцией! Еще Цицерон писал об абсурдности этих удовольствий - от вида терзаемого воина или прекрасного животного, пронзаемого на арене копьем [В.М.Брабич "Путешествие с древней монетой", 1970, с.30], их осуждали Сенека и Серторий, просвещенные императоры Траян и Адриан. Стоит ли нам гордиться перед римлянами, тем, что тогдашнее общество хотело лицезреть схватки воинов, сменившее же его - предпочитает видеть нанесение травмирующих ударов, как гласил цитируемый М.Н.Задорновым милицейский протокол, «тупым твёрдым предметом (головой)»? Принято думать, что схватка римских гладиаторов, преимущественно, была смертельной, однако Тадеуш Зелинский приводит строки римских поэтов, писанные от имени уходящего на пенсию бойца, говоря, что ему надоело оказываться в положении просящего у публики пощады. Как видно, герой стихов, не будучи особенно искусен, регулярно терпел поражение, и тем не менее, раненый и ждущий участи у публики, получал жизнь её голосованием [см. «Античная гуманность»\ Зелинский («Из жизни идей», неск.изд., т. 3-й)].

При Марке Аврелии смягчение нравов позволило императорским декретом притупить гладиаторское оружие, сделав схватки – близкими к теперешним (легальным) поединкам бойцов микс-файта. Формальный запрет гладиаторских поединков был сделан имп.Гонорием (нач. У в.). Практически, особенно вне Константинополя, они продолжали практиковаться и полностью их искоренил лишь Юстиниан Великий [А.П.Лебедев "Церковно-исторические повествования", 2004, с.251]. Меж тем даже при соблюдении запрета на ритуальное единоборство между воинами, т.е. между людьми - равно подданными христианнейшего императора, такие забавы как поединок звероборца с опасным хищником, как смертельно рискованные гонки колесниц, максимума достигли лишь в Византии [см. В.Брабич, Е.Плетнева "Зрелища Древнего мира", 1971] - стране средневековой цивилизации. Феодальный Запад (и Север) в это же время забавлялся кулачными (а также и палочными) боями «стенка на стенку» и рыцарскими турнирами (на Руси оные именовались «игрушками»), и если профессия гладиатора в Риме была высокооплачиваемой, но не престижной, рыцарский спорт – практиковала верхушка общества.

Столь же продвинутым оказалось римское общество в части того, что сделало нашу цивилизацию современной буржуазной цивилизацией. Правовая мысль римлян хорошо известна. Банковские учреждения и акционерные общества, кредит, векселя – всё это, будучи некогда изобретенным в Древнем Вавилоне - также существовало в Риме. Нам трудно представить Европу Нового времени без книгопечатания. Труд писцов был очень дешев (это были, преимущественно, невольники либо вольноотпущенники), и писали в Риме на разводимом в южных провинциях папирусе, материале очень дешевом – сравнительно с средневековыми пергаментами. Но матричное печатание текстов уже появилось, еще немного, и вероятно, была бы открыта «модульная» его организация, появился бы типографский набор, подобный примененному Гуттенбергом (долго бывшему дорогостоящим более, нежели рукопись).

И тем не менее, с 200-х годов, вместо ожидаемого вступления в индустриальную эру, начинается прогрессирующий упадок этого общества. Причины его крушения в
IУ в. н.э., коль скоро мы являемся материалистами (а автор относит себя к таковым), нами должны отыскиваться в области материалистической. И это были причины - погодные.

В те века вновь начался процесс накопления льдов в полярных шапках: уровень мирового океана, во времена Перикла стоявшего на 3 м выше теперешнего, в нач. 1-го тыс. н.э. упал на 5 м [Г.Линде, Э.Бреттшнейдер "Из глубины веков и вод", 1969, с.114]. Сила заморозков была такова, что случалось, покрывалось зимним льдом не только Черное, но и Ядранское море, и даже африканская река Нил. Циклически – процесс последовал после имевшего место 1-2 веками ранее скачка активности Солнца, переноса циклональных путей в Арктику [см. «Какова будет погода?»\ НП №4, 2009, ссылки], разрушения старых и интенсивного роста новых ледяных полей. То же похолодание было после скачка ХУ века («великие разорения» 1567-1570 и 1601-1604 годов). И в ноябре минувшего года на геогр. Ф-те РГПУ состоялась защита диссертации, автора, показавшего на материалах прибрежных торфяников Финского залива, что во времена Петра, Балтика тоже стояла на неск. м ниже, Нева не была подперта, как теперь, и ландшафт Островов не был таким заболоченным, как обычно представляется.

В наши дни активность Солнца возросла в кон. Х1Х века, суля нечто похожее.

***

Интенсивное – активно эксплуатирующее природные ресурсы хозяйство Рима оказалось неспособным адаптироваться к произошедшей флуктуации климата, резко изменившей погодные условия Южной Европы. Население Римской Европы сократилось почти вдвое, и оставшиеся, по своему образу жизни, вернулись к привычкам и потребностям далеких предков.

Сравнение с Римской цивилизацией – не успевшей вступить в индустриальную эпоху, будет не в пользу нашей. Её производственный циклы, связанные с многоуровневым переделом сырья и комплектующих, гораздо длиннее древнеримских.

И прекращение современного - промышленного типа развития Человечества, связанного с иудео-христианской (западноевропейской, точнее говоря, евро-левантийской, противопоставляемой нашей – евро-нордической) цивилизацией, таким образом оказывается вероятным в самые ближайшие века, возможно, начиная с нынешнего. Начнется постепенная деградация техносферы, быстрая в ЕС и Китае – субтропических регионах, средняя в Новом Свете, медленная в России. Роль ускорителей, должных «выровнять» процесс со всемирно-историческим, взяли на себя младореформаторы.

Деградация похоронит мечты идеологов советского космополитического военно-промышленного комплекса (таких как Кургинян), как впрочем и западного. Рухнут мечты Максима Калашникова о «большом скачке». Следом рухнет дорогостоящий бюрократический аппарат «великих империй» - сменящихся маленькими сообществами полисно-племенного типа, с низким уровнем разделения труда и несложным характером основной массы техники. Это, к слову, не так опасно: Римская империя, при всём её техническом развитии, на поле боя бывала бессильна, не только против превосходящих легионы морально-волевыми качествами племён германцев, но и скифской державы парфян - столь совершенных дорог, как римляне, не возводивших, однако военной техникой того времени - их превзошедших.

Психофизические способности «третьих римлян», о чем вспомнил Максим в январских «Завтра» (о д\ф-ме 1967 г. «7 шагов за горизонт»), здесь, - подобно таковым же способностям «коммунистов [шаманистов] античности», - не являются панацеей. Ими обладали союзники ранних византийцев – тюркские шаманы, умевшие управлять погодой. Это их умение дружно и независимо свидетельствуют персидские, франкские, монгольские хронисты! Но столкнувшийся с азиопским шаманизмом, в 589 г., персидский полководец – истинный ариец Бахрам Чубина, будучи человеком остро-рационалистического (контрсуггестивного) ума, мощное гипнотическое и даже телекинетическое воздействие противника - успешно преодолел [см. Л.Н.Гумилев «Подвиг Бахрама Чубины», Л., 1962].

И в обществе 3-го тыс. Н.Э. вновь на первое место выйдут сила и простая, «варварская» этика, оттеснив на задний план пропагандистскую изощренность, обеспечившую успех Христианской миссии в 200-е – 300-е и либерально-демократической в 1900-е годы.

Р.Жданович

*Уничтожив не только христианские иконы, но и языческие статуи и рукописи греческих авторов (прим.авт.).

· Вернуться на страничку новостей

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© За Русское Дело.