WWW.ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

  Главная страница сайта  
    Новости  
  Номера газет, аудио информация, электронные версии  
  Интернет-магазин: книги почтой, подписка, электронные версии.  
  Славянская Община Санкт-Петербурга и Лен. области  
  Фотографии: демонстрации, пикеты, другие мероприятия  
 ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 

  Письма читателей, которые не вошли в бумажные выпуски газет  


Личность в истории

Общим местом стал тезис, что с Христианством в мiръ пришли представления о личностности человека – недоступные дохристианскому мировоззрению античных времен. В честь Праздника новой государственной религии, сменившей марксизм КПСС и либеральный эгоцентризм Ельцинщины, его вновь вылили на уши Русского обывателя – как «язычник», если не в настоящем то в прошлом, должного - принять это на свой счет и углубиться в сознании собственной неполноценности. Дело израильских и палестинских туристических фирм живет и побеждает!..

И я когда то думал так, и древние – полисные формы организации самих христианских общин [см. А.П.Лебедев "Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века", отдел 1-й], где нет места самостоянию персоны, не давали основания думать будто персональность, за которую погиб Сократ, могла иметь место в Древности. Но этот наивный нео-центризм, унаследованный от эпохи колониальных захватов, не находит подтверждения в фактах, и некогда, открыли это мне работы московского историка Д.С.Раевского (труды его переизданы отд.сборником в 2006 г.), посвященные такому, казалось бы, мало связанному с темой предмету, как семантика Звериного стиля.

Ученый обратил внимание, что изделия его оказываются как бы изоморфны ведийским гимнам по принципу изготовления. В отличье от антропоморфных жанровых скифских сцен, создававшихся множественно с готовых матриц, они практически не повторяют друг друга в деталях проработки, при постоянстве очень небольшого числа общих схем иконографической прорисовки. Если отчеканенные жанровые сцены следуют закону эпоса - где сказитель претендует на дословность передачи сложенного таким-то автором до него (хотя практически он воспроизводит эпические формулы, а не текст), то работа создателей «скифских зверей» оказалась подобна воспеваниям риши, произнося гимн, должных, - что поощрялось, и именно преуспевшие в этом певцы вошли в предание! - сделать это оригинальнее, сравнительно с учителем.

Божество не воспевалось (миф, с оным связанный, был всем известен), а вызывалось, и то, как окажется оформлен вызов в рамках коротенького стихотворного и  терминологического канона, было предметом творчества. «Такое прагматическое осмысление постоянного обновления текста гимна имеет прежде всего чисто семантическую природу. Как отмечал Ю.М.Лотман, для того чтобы общая структура (художественного. – Д.Р.) текста сохраняла информативность, он должна постоянно выводиться из состояния автоматизма, которое присуще нехудожественным структурам». Сама прагматика ритуального текста, будь он вербальный или визуальный, требует непременного преодоления такого автоматизма, ибо обращение к божеству, каковым, к примеру, является ведийский гимн, предполагает активность адресанта. Оно д.б. каждый раз прочувствовано и осознано на всех уровнях. Религиозное поведение человека архаической эпохи принципиально отличается от достаточно характерной для более поздних эпох практики бездумного повторения затверженных раз и навсегда молитв» [Д.С.Раевский "Скифский звериный стиль: поэтика и прагматика", "Древние цивилизации Евразии", М., 2001, с.373]. В этом смысле знакомая нам практика дословного воспроизведения молитвенных «правил» и псалмов, характерная для всех авраамических религий, чуждая нецерковно-верующим и усваиваемая ими в процессе «воцерковления», – это возвращение к древнеримскому, по существу – чисто магическому мировоззрению, где объекты «поклонения» имманентны Мiру и прохождение заклинания зависит от точности его воспроизведения [см. Ф.Ф.Зелинский «Соперники христианства», ч. 1-я]. Не случайно исследователи сближали мироощущение древних евреев и древних римлян, противопоставляя их лишь в принципах социальной организации – широкой терпимости к личным, негосударственным, внутренним сторонам культовой практики «народов Земли» у вторых (древнего абсолютизированного экуменизма), и столь же абсолютизированного расизма - проповеди племенной и идеологической исключительности первых.

Но о какой-либо личностности, в любом случае, здесь говорить не приходится, даже когда вопрос ставится о «спасении души», номинально объявленной персональной и эгоистически отделенной от социума, как невозможно говорить о личностности элементов солдатского строя на параде.

Р.Жданович

· Вернуться на страничку новостей

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© За Русское Дело.