WWW.ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

  Главная страница сайта  
    Новости  
  Номера газет, аудио информация, электронные версии  
  Интернет-магазин: книги почтой, подписка, электронные версии.  
  Славянская Община Санкт-Петербурга и Лен. области  
  Фотографии: демонстрации, пикеты, другие мероприятия  
 ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 

  Письма читателей, которые не вошли в бумажные выпуски газет  


Душетленность «духовных поисков» и «Душезрительное зерцало»
(Филипп Пустынник против Павла Лунгина)

Содержание книги, анонсируемой здесь, прямо относится к очередному баснословию высокодуховных россиянских патриетов, празднующих т.наз. «день национального единства» выпуском на киноэкраны поделки указ. «духовной» отрасли – очередного киноопуса П.Лунгина (об историческом содержании каковой поделки можно составить представление в статье М.Жиха «История с точки зрения Фроянова»/ «Новый Петебрургъ», 29.10.2009).

***

Не только борьба за свои права, но и борьба за права Русского народа лучших его представителей – стоявших в оппозиции к официальной марксистско-ленинской и полуофициальной либерально-европеизаторской идеологии издавна осложнялась «духовными» суевериями, загодя насажденными в общественной мысли. Предписывалось – защищать всего прежде т.наз. «духовные» ценности, отстаивать духовную «свободу», а под Отечеством – понимать не Отечество в собств.смысле, а т.наз. «отечество небесное». Куда якобы воспарит «душа» - никем не наблюдавшаяся субстанция, однако отождествленная с личностью персоны – противопоставленная видимому, плотскому человеку, после ждущей всех нас* плотской смерти.

Сколь вредны были эти суеверия – видно по тому, что из себя представляет русское т.наз. «патриотическое движение». И побывав не только на каком-нибудь из «народных» «соборов», но и писательских съездов** - на ум прежде всего приходит цитата д-ра Геббельса, выражавшая его отношение к слову «культура».

Источником «душеспасительных» суеверий, характерных для нового времени, был Вавилон, что позволяет квалифицировать проповедующих оные священников (на которых часто ссылаются при этом) - как злостных еретиков. Нами они связываются с сирийским пророком из секты «омовенцев» (елкесеев; см. в каталоге «100 ересей» Иоанна Дамаскина), известным как Мани, но это лишь титул. Его имя собственное греками писалось как Кубрикос, что совпадает с транскрипцией его интересовавшимся этим вопросом Бируни («Кубрикос ибн Фатах»), по-латыни – Корбициус; по мнению К.Кесслера написание воспроизводит неточную транслитерацию не огласованных арамейских текстов, где он именовался Шурейк.
«Большинство западноевропейских историков теперь склонно видеть основы манихейства в старых вавилонских вероучениях, только модифицированных манихеями» [Е.Э.Бертельс "История персидско-таджикской литературы", М., 1960, с.81]. Их древность можно проследить, полемика с ними звучит в древнеперсидской*** «Повести о Йоште Фрияне», известной в пехлевийской записи (существует в Интернет). Герой повести (по мнению переводчика Артура Амбарцумяна это будущий Хотанский владетель, визирь Туранского царя Пиран - герой «Шахнаме») известен уже Авесте, в Ардвисур-яште он молит Анахиту о даровании ему победы, в Гатах поминает его внуков сам Заратустра. 15-летний - достигший совершеннолетия, что требовало совершения подвигов, Йошт из рода Фрияна состязается с колдуном Ахтьей («Бедой»), пришедшим с огромным войском, в разгадывании загадок, где ставкой служит жизнь. Меж вопросов, заданных ему, был и такой: какое царство лучше – земное или небесное? 900 мудрецов, состязавшихся с Ахтьей прежде Йошта, ответом выбрали небесное – и всех их Беда туда и отправил…

Между тем, то, что это именно и лишь суеверия – известно было ученым людям не только в Античность, но даже в Средние века, не только в Риме, но и в Константинополе и в Москве. Там – даже более, нежели в Риме, ибо памятник, о котором речь далее, написанный в Македонии, будучи одним из наиболее популярных научных произведений древнерусской литературы, на латынь оказался переведен лишь 1600-е годы.

Речь идет о «Диоптре» («Душезрительном зерцале») – ямбической стихотворной тенцоне, прении-диалоге «плоти» и «души», написанной ок. 1090 г. в одном из македонских монастырей монахом Филиппом Монотропом (Уединенником), где излагаются известные в то время естественно-научные знания, основанные на исследованиях Гиппократа и Галена, и санкционируемые цитатами Отцов Церкви.

Памятник, продолжавший переписываться вплоть до Х1Х века, известный в более чем сотне только старых русских списков, начиная с сер. Х1У века (при меньшем числе греческих списков, старейшие из которых датированы концом Х111 века), хорошо известен специалистам. И столь же хорошо ими игнорируем среди тех национальных литературных памятников, что удостаивались типографской печати. Об авторе известно немного. Предполагается, что родом это патриций из Каппадокии, государственный чиновник, весело проведя молодость - ушедший в монастырь незадолго до начала литературных трудов. Монастырь основал грузинский военачальник на византийской службе Бакуриани. Имея трезвое отношение к греческим монахам – зная о наклонности оных захватывать чужие монастыри, он обыкновенно защищал их особыми правилами [см.
Г.Г.Литаврин «Как жили византийцы», М., 1974], которые ктитор мог вносить в устав, и благодаря сему – документы обители пребыли в сохранности, невозможной в той борьбе за обитель что бывала обыкновенно под властью греческого духовенства.

Хотя по числу списков «Диоптра» лидирует среди древнерусских (не служебных) памятников, а по количеству приводимых ею читателю естественнонаучных фактов, в границах науки того времени, превосходит даже «Шестоднев» (по качеству, естественно тоже), полное издание русского ее перевода предпринято лишь теперь. Уж очень противоречил литературный документ, имевший санкцию византийской ортодоксальности, тем мироотрицающим идеям - что насаждались спиритуалистической русской мыслью минувших веков, церковной и светской (славянофильство, Соловьев), теоретически осмысляемой в учении манихейской церкви, чаще называемой «русской» и «православной». К слову, именно это происхождение имеет термин «Святая Русь» - неизвестный древнерусским книжникам, созданный князем Андреем Курбским - которому его оппонент, царь Иван Грозный - прямо указывал на манихейскую ересь его идей.

В плену этих понятий были даже советские комментаторы «Душезрительного зерцала», цитаты коих приводит переводчик – д.и.н. Г.М.Прохоров, недоумевавшие из-за отсутствия в сочинении идей душевно-плотского дуализма и требований умерщвления последней ради обретения безсмертною душою «царства небесного».

Меж тем, Филипп Монотроп, отвечая «душе» - ХОЗЯЙКЕ наших эмоций, от имени РАБЫНИ её - «плоти», указывает, что душа – является в нас выразителем не человеческого, а именно животного начала.
Ахилл «…многие души могучих героев низвергнул в мрачный Аид, а САМИХ распростер ИХ, на снедь плотоядным», - как сказано у Гомера. И с позиций человеческих, разъясняет Филипп, все людские «души» ОДИНАКОВЫ. Посмертного «бытия» у них нет, и с распадением плоти – придававшей индивидуальность человеческой личности, они как-бы консервируются до Страшного суда, совершаемого над воскресшими людьми – над воскрешенной людской ПЛОТЬЮ, еще точнее – людским мозгом. Это действительно напоминает маздаяснийское учение (мазда – слово того же корня, что наше мозг-) – по которому Ормузд является творцом человека плотского, а всё, что направлено на умерщвление плоти - имеет своим источником козни Ахримана. «Душа» в человеке – оказывается лишь «операционной системой», носительницей тех самых животных инстинктов, что являются ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ жизнедеятельности человеческого организма, не более.

О том, что именно мозг есть центр нервной деятельности человека – центр его личности, Филипп Монотроп осведомлен, приводя это открытие римского врача Галена – опровергнувшего бытовавшее среди греков мнение Аристотеля, считавшего таковым центром человеческое сердце****.

Слова Монотропа напоминают теорию римского папы Иоанна 22-го – предвозрожденца Х1У века, знакомого с классическими языками и классической наукой, выдвинувшего теорию «подпрестольного» пребывания законсервированных людских душ у Бога до Страшного суда, но вынужденного отказаться от нее – объявленной в Римской церкви еретической.

Греко-римская ученость известная в Церкви эпохи языческих гонений (что «души» не имеют инобытия до воскресения плоти – это аксиома, например для Юстина Философа), забылась лишь в последние 500 лет. По справедливому замечанию историка позапрошлого века А.П.Лебедева, сидеть в турецких кофейнях и ловить кейф оказалось приятнее, нежели предаваться занятиям, требующим напряжения души и ума. Остались лишь списки древних трудов, еще хранящиеся в скрипториях Афонских монастырей, один из которых списков «Диоптры», не весьма исправный, был фототипически опубликован по-гречески в Афинах 1920 года.

Греческий текст и это его воспроизводство, наряду с старославянским текстом и его русским переводом, опубликованы издательством «Наука», в кн. ""Диоптра" Филиппа Монотропа", М., 2008 (тв.переплет, тир. не указан), с вступительными историографическими статьями русского (Г.М.Прохоров ""Диоптра" Филиппа Пустынника - "душезрительное зерцало"") и греческого комментаторов.

Р.Жданович

*Включая клонированных героев, ибо хромосомы снабжены «хронометром» (счетчиком делений), рано или поздно запускающим механизм саморазрушения (здесь и дал.прим.авт.).

**Т.е. собраний людей, еще родоначальник корпорации которых – Гомер указал на «
неувядающую славу» человеческую, как на непреходящую ценность, за которую надлежит бороться жаждущим безсмертия героям, достойным пера художника слова.

***Древнеперсидский возраст повести, чей среднеперсидский текст переведен Амбарцумяном, я указываю по след.соображению. Хотанские хроники, известные в их средневековых тибетских переводах, сообщают о персидских миссионерах, посещавших Хотан до эпохи Будды, что Брониславом Кузнецовым связывалось с деятельностью последователей Митридата Согдийца, известного Геродоту как пестун Кира Великого, Библии (кн. Ездры) – как его казнохранитель [см. Б.И.Кузнецов «Древний Иран и Тибет. История религии Бон», М., 1998]. Географически локализация мест, связанных с Ирано-Туранскими войнами, описываемыми Фирдоуси, также тяготеет к ныне оккупируемому китайцами Хотанскому княжеству [И.В.Пьянков "Древнейшие государственные образования Сред.Азии"\ "Древние цивилизации Евразии", М., 2001].

****Как старательные гимнасты и физкультурники, греки могли отследить физические движения субстанций своего организма, в частности активизацию умственной деятельности при интенсификации работы сердца и кровоснабжения, что ошибочно принимали тогда за мыслительную деятельность непосредственно.
 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© За Русское Дело.