WWW.ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАЦИИ - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

  Главная страница сайта  
    Новости  
  Номера газет, аудио информация, электронные версии  
  Интернет-магазин: книги почтой, подписка, электронные версии.  
  Славянская Община Санкт-Петербурга и Лен. области  
  Фотографии: демонстрации, пикеты, другие мероприятия  
 ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 

  Письма читателей, которые не вошли в бумажные выпуски газет  


Фома в Индии

Не так давно, подражая самостийническому президенту В.Ющенке, «наш» патриарх, а с ним и его паства – отмечали «1020- и 1021-летие» «крещения Руси». Заковычены выражения, ибо переврано, вульгаризировано в них оказалось всё, начиная с даты того конкретного события, что отмечалось, злонамеренно омоложенного, перенесенного на три года вперед, - Владимирова «крещения». Если же без мистики - то лишь провозглашения на Руси государственного статуса Христианства, подобного актам Феодосия Великого в Нов.Риме. Попробуем представить римского понтифика, заявившего бы землякам-итальянцам, что их история и кульутра начинается с 1У века н.э., с приобретения государственного статуса его конфессией, и ею эе, собственно, и была создана. Представили?..

Между тем, русская церковная и светская – основанная В.Н.Татищевым историография (о ее ревизионистах, фоменках былых веков - вроде Миллера, Карамзина и т.п., речь не идет) Крещением Руси называет Андреево крещение – совершенное св.-первоверх.ап. Андреем, равным первоверховному апостолу Петру.

Ныне – напротив, легендарность Андреевой проповеди «традиционной наукой» подразумевается. Примером подобной же фантастичности - осмеивая Русское Предание - министр исповедании Врем.правительства А.В.Карташов, последователь Карамзина, приводил житийные известия о проповеди в Индии, совершавшейся Фомой – апостолом, празднуемым 19 октября (Нов.ст.) [см. А.В.Карташев «Очерки по истории Русской церкви», Минск, 2007, т. 1-й]. Так смотрит вся «русская» историческая наука - хоть атеистическая, хоть церковная – отрицающая Предание той Церкви, кому она служит [напр.: Е.В.Голубинский «История Русской церкви», неск.изд.], вкупе с Ющенками и Кириллами.

Однако, никаких принципиальных оснований отвергнуть Фомино предание, как и Андреевское, исходя из тех данных, что в нем содержатся, нету.

Гробница апостола Индии доныне сохраняется Малабарской церковью (сиро-халдейского патриаршества) [см. Р.Робертсон «Восточно-Христианские церкви», СПб., 1999], и этих христиан издавна на Индостане встречали европейские путешественники, начиная с Васко-да-Гамы [см. И.В.Можейко «В Индийском океане», 1980].

Допустим, некогда в церкви была эпоха фабрикации «реликвий» (хотя смысл этого в нехристианской стране неясен). Посмотрим, присутствуют ли признаки миссии в древней Индии. Правивший в сер. 1 в. н.э. князь индо-парфянского княжества Гондафар, обращенный Фомой, – фигура историческая [см. Н.К.Синха, А.Ч.Банерджи «История Индии», М., 1954]. Имя его иранское, вероятно, звучавшее в оригинале как-нибудь, как Канд-фарна. Убийцею апостола предание называет князя Муздия. В нем не сложно узнать имя Мазды – обозначение первоверховного маздаяснийского божества в персидском языке, исторически необразованным (но скрупулезным) переводчиком перенесенное на следовавшего оному правителя. В ту эпоху, начиная с царствования шаха Валахша - воспринявшего парсийский культ идущий от Заратустры, в Парфянских владениях велась последовательная антиээлинизация, искоренялись «ромейские» обычаи [см. Г.А.Кошеленко "Внутриполитическая борьба в Парфии", «Вестник Древней истории», №3, 1963; его же "Некоторые вопросы ранней истории Парфии", ВДИ, №1, 1968], и то, что в расправу попал «совратитель» шахского вассала, согласовывает исторические известия с церковным преданием. Интерес парфянских аристократов, противников учения персов, к Христианству показывает уже то, например, что Григорий Просветитель – креститель Армении происходил из рода Суренов.

Деяния Фомы, в числе стран, посещаемых им - видимым противоречием - называют Эфиопию, упоминают его путь по Нилу. Это противоречие для незнакомых со спецификой эпохи - когда в восточных языках любая великая река (включая Инд и Евфрат) могла быть наименована Нилом. Равно, снимается противоречие тем фактом, что наиболее удобный путь в Индию после открытия римскими мореплавателями пассатных ветров, сделанном во времена Плиния, шел из гаваней Аденского залива, и отправиться туда по Нилу, через Нубию, для миссионера было вполне логичным, учитывая те бури, какими знаменито Красное море.

В книге Александра Дворкина А.Дворкин "Очерки по истории Вселенской православной церкви" [2005 и др. изд.], в рассказе о христианизации Востока, допущена очень серьезная ошибка: резиденцией среднеазиатского митрополита Ортодоксальной церкви назван Самарканд. В действительности, в Самарканде находилась резиденция несторианского предстоятеля, возникшая естественно в У веке. Центром среднеазиатского православия был Мерв, и епископия в нем существовала уже в 1У веке [см. в трудах В.В.Бартольда]. Последними раскопками, проведенными в 1990-х годах О.Н.Бадером и Г.А.Кошеленко, установлено, что, по всей видимости, уже во 11 веке Мерв был резиденцией христианского епископа (в более древнюю эпоху в археологическом материале элементы христианского культа просто «не читаются»). Поскольку в тот век – в Кушанскую эпоху Сред.Азия была «Внешней Индией» - северной провинцией Индо-Кушанского царства, это является археологическим подтверждением миссии, ведомой в Индии в эпоху ап. Фомы.

Существует очень ранний памятник христианской литературы (ок. 120-х годов) – Апология Аристида. Будучи первым сочинением этого жанра, лишенным богословских и литературных достоинств, он не ценился и очень давно оказался утрачен в своем оригинале. Текст его стал известен, сохранившись лишь в составе другого раннехристианского сочинения - «Повести о Варлааме-пустыннике и Иоасафе, царевиче индийском», традиционно считавшейся результатом христианской обработки санскритского раннебуддийского текста – Биографии Будды. Между тем, литературовед позапрошлого века А.Кирпичников обратил внимание, что христианская повесть несет признаки гораздо меньшей «обработки» нежили ее буддийский «протограф», соответственно – возникла независимо оного. И уже в ХХ веке профессор ЛГУ Бронислав Иванович Кузнецов, использовав сохранившиеся поднесь центральноазиатские переводы погибших в оригиналах индо-иранских книг, показал что «Повесть о Варлааме…» не только является зависимой от Биографии Будды, но восходит к более древнему протографу, писавшемуся некогда в Тохаристане («Внешней Индии») на одном из восточно-иранских языков, - нежели созданнное по тому же шаблону, но с более поздней его редакции буддийское сочинение [Б.И.Кузнецов «Ранняя история буддизма», СПб., 2002, с.20 и дал.].

Знакомство с раннехристианскими идеями не сложно уловить в самом индуистском учении – сфоромировавшемся в 1-й\2 1-го тыс. н.э.. Веды не знают ни разделения богов - дэв и асуров (и главнейшие их божества Агни и Митра-Варуна – держатели мира это именно асуры), ни идей ахимсы и реинкарнации (отрицаемой позднейшим христианством, но присущей тому комплексу эллинистических идей, из которого выросло). «Во главе новой индийской религии, которую оформил один из последователей Кумариллы, Шанкара, была индуистская троица: Брахма, Вишну и Шива» [Л.Н.Гумилев «Конец и вновь начало», 1994, с.121, см. ссылки: Беттани и Дуглас, 1899, с.75]. Синеглазый бог Вишну [см. «Махабхарата», пер. Б.Л.Смирнова, Ашхабад, 1956-1972, вып. 6-й, с.566] в ново-индуистической религии именно Вседержитель - стоящий выше даже Брахмы [С.Л.Невелева "Мифология древнеиндийского эпоса", М., 1975, с.23], обладающий собственным человековоплощением [там же, с.22]. «Индуистская триада традиционно распределяет функции разрушения, созидания и сохранения мира… следует отметить тот факт, что все указ.функции эпос в частях, посвященных Вишну, приписывает ему одному» [там же, с.25]. Дурьодхана, отрекаясь от царства в пользу Духшасаны, говорит: «храни наш род, как Вишну хранит сонм богов» [Махабхарата, кн. 3-я, гл. 238-я], а мудрец Уттанка о Вишну восклицает: «всё живое, о бог, асуры, боги, люди, движущееся и неподвижное, Брахма[!], Веды[!], доступное познанию сотворено Тобою, о Лучезарный!» [там же, гл. 192-я]. Смеем заключить, всё это – результаты знакомства именно с христианским учением, после забвения мировоззрения Вед – мировоззрения Героической эпохи, забытой к тому веку индусами, подобно тому как было забыто эллинами Микенское царство.

История путешествия апостола Андрея на Русь, сохраненная Русским преданием, столь же достоверна. Она рассматривается специально в моих книгах, ныне частью готовящихся к печати, частью ожидающих очереди в литагентстве.

Р.Жданович
 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© За Русское Дело.